Stabat mater — это первые слова анонимного средневекового стихотворения о Богородице, стоящей у креста с распятым Иисусом. Первая строфа этого довольно длинного текста в переводе на русский звучит так:
Стояла мать скорбящая
Возле креста, исполненная слёз,
Где распят Сын.
Этот текст использовался для песнопений в католическом обряде, чаще всего на Страстной неделе. А примерно с 17 века стал использоваться и вне церкви. Это самый лирический жанр на религиозную тему. Чувства матери понятны любому сердцу, поэтому многие композиторы написали на эти слова самые проникновенные и вдохновенные мелодии.
Вот три образца Stabat mater разных композиторов.
1. Джованни Перголези. Stabat mater, кантата для сопрано, альта, струнного оркестра и органа.1736 год.
Перголези умер от туберкулёза совсем молодым, в 26 лет, и это сочинение было написано незадолго до смерти. Его Stabat mater — самый популярный образец этого жанра. И это совершенно заслуженно: здесь чистейшая печаль и совершенная красота каждой мелодической линии.
Дуэт француза Филиппа Жарусски и нашей Юлии Лежневой в первой части кантаты Перголези ангельски прекрасен.
2. Франсис Пуленк. Кантата Stabat mater для хора, оркестра и сопрано. 1950 год
Французский композитор Пуленк умел сочинять темы неотразимого лирического обаяния.
Это первая часть его Stabat mater на тот же текст, что и у Перголези.
3. Карл Дженкинс. Stabat mater, кантата для хора, оркестра меццо-сопрано и дудука. 2008 год
Карл Дженкинс — британский современный композитор, необыкновенно популярный на Западе, член всех академий и лауреат всяческих премий и орденов. Он пишет музыку на стыке всех жанров сразу: джаза, поп, классики и смешивает традиции всех мировых культур.
Его Stabat mater — пожалуй, самый «свежий» образец этого жанра на сегодняшний момент.
Маленькая и симпатичная по музыке восьмая часть звучит в сопровождении восточных ударных инструментов.