Джотто. Поцелуй Иуды.

✔️️ Страсти по Матфею Иоганна Себастьяна Баха – это такая гора Джомолунгма в классической музыке по всем параметрам: масштабности, глубины и красоты.

“Страсти по Матфею” означает, что это изложение истории страстей (страданий) Христа в версии евангелиста Матфея. В музыке у разных композиторов есть ещё Страсти по версии других евангелистов: Иоанна, Луки, Марка. У Баха известны три таких произведения: Страсти по Матфею, Иоанну и Марку.

✔️️Страсти или Пассионы ( латинский вариант) – это музыкальный жанр протестантской, а не католической церкви. Это огромное произведение для хора, солистов, оркестра и органа (баховские Страсти по Матфею звучат почти четыре часа). Оно исполняется в лютеранских и англиканских храмах в день Страстной пятницы.

✔️️Страсти по Матфею Баха представляют собой, практически, оперу, только без сценического действия. То есть тут есть сюжет (это события последних семи дней жизни Иисуса Христа ), который излагается в речитативах Евангелиста. А также есть действующие лица (Иисус, Иуда, Пётр) и корифеи (безымянные комментаторы событий).

Всё в целом представляет собой чередование больших хоров, речитативов и арий в сопровождении двух оркестров и органа. Время от времени в этот процесс включаются прихожане – они поют протестантские хоралы.

✔️️Итак, в 26 и 27 главах Евангелия от Матфея рассказывается о семи последних днях жизни Иисуса Христа. Соответственно, в Страстях по Матфею друг за другом следуют этапы сюжета, ведущие к распятию:

  • предсказание Иисусом своей смерти
  • тайная вечеря – последняя трапеза с учениками с последними наставлениями и пророчествами Иисуса
Тициан
Тициан
  • молитва “о чаше” Иисуса в Гефсиманском саду. Гефсимания – это долина под Иерусалимом, где были тенистые оливковые рощи – любимое место для молитв Иисуса и его учеников. Туда он пошёл и в ночь после тайной вечери, чтобы в молитве попросить Бога-отца избавить его от тяжёлых мук смерти – “Да минует меня чаша сия, Господи!”
Эль Греко
Эль Греко
  • поцелуй Иуды (условный знак для стражников – кого именно следует арестовать) и пленение Иисуса
Уголино ди Нерио
Уголино ди Нерио
  • допрос его римским наместником Понтием Пилатом, после которого тот, не найдя в действиях Иисуса никакой вины, произносит сакраментальную фразу – “Я умываю руки от крови невинного”
Рембрант
Рембрант
  • суд толпы, подкупленной первосвященниками, и кричащей “Распни его!” в адрес Иисуса и отречение Петра
  • шествие Иисуса на Голгофу с огромным крестом на спине и в терновом венке в окружении беснующейся толпы
Ридольфо Гирландайо
Ридольфо Гирландайо
  • распятие
Матиас Грюневальд
Матиас Грюневальд

✔️️ Самая прекрасная и самая популярная ария из Страстей по Матфею – ария альта “Сжалься надо мной”. С ней связан очень поучительный момент в Евангелии от Матфея.

Пётр – самый преданный ученик Иисуса – во время последней вечери пылко сказал такую речь: “Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти!” Но Иисус охладил его пыл такой фразой: “Говорю тебе, Пётр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Пётр не только не поверил Иисусу, но и был, вероятно, оскорблен в лучших чувствах. И вот как всё вышло в тот момент, когда толпа перед дворцом Понтия Пилата ждала оглашения приговора (в описании Матфея):

“Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека.

И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

И выйдя вон, плакал горько”.

Эта ария – чистый образец гениальности


✔️️Во времена Баха в церковных хорах обычно участвовали только мужчины и мальчики. В наше время трудно представить, что, фактически, половина всех исполнителей этого грандиозного произведения были дети. Они пели сопрановые и альтовые партии в хоре, а также все очень сложные арии для этих голосов. В том числе, и эту чудесную арию альта.

Бах сам учил этих мальчиков, потому что он был кантором в школе певчих при соборе Святого Фомы в Лейпциге. Теперь довольно трудно найти детей с такой великолепной вокальной подготовкой, которая требуется для исполнения сложных арий, и их партии обычно поручаются женщинам или контратенорам (о них этот пост Культшпаргалки). Но есть и аутентичные записи, где все партии сопрано и альтов поют мальчики.

✔️️ Именно со Страстей по Матфею Баха началось в 1829 году возрождение его музыки, которая после его смерти исполнялась крайне редко и была неизвестна широкой публике. Автор этого подвига – Феликс Мендельсон. Ему было 20 лет, он очень любил Баха и не побоялся всех трудностей, связанных с исполнением этого грандиозного произведения. В итоге, Германия обрела для себя своего главного музыкального гения.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here