Женская красота в балете и женская красота в реальности имеют мало точек соприкосновения. Потому что женский персонаж балета — это не женщина вовсе, а некое специально созданное существо. Оно не ест, не пьёт, не знает силы земного притяжения, и создано не из форм, а из линий. Как кто-то хорошо сказал: балерина — это не женщина, а циркуль.
Но циркулями танцовщицы балета были не всегда. На старых фото можно увидеть, что сто лет назад стандарт женской и балетной красоты совпадал идеально.
У танцовщиц были все положенные женские округлости, тонкая талия и гибкость, встречались даже пышки. Балет и сексуальность — тогда это был неразделимый комплект, балет вообще был зрелищем для мужчин и узаконенным заповедником для разведения хорошеньких содержанок.
Техническая революция в балете произошла примерно в середине прошлого века, и стандарты красоты резко поменялись.
Первой жертвой балета стала женская грудь
Если для обычной девушки счастье начинается со второго номера бюстгальтера, то для танцовщицы отсюда же начинается несчастье. В балете грудь — моветон и досадная обуза. Мышц в ней нет, а вес есть. В прыжках она живёт своей непредсказуемой жизнью и вообще только мешает. Зачем циркулю грудь? Это проф.дефект.
Полина Семионова — наша балетная Памела Андерсон. Правда, она как-то справляется с этим ужасным недостатком и даже сделала себе прекрасную международную карьеру.
Ну, Полина не совсем уж Памела, конечно… Но в балетных стандартах своя система отсчёта: второй номер уже катастрофа. Так посмотришь и не подумаешь, что у неё проблема с излишками бюста…
А вот классический балетный вариант на примере Ульяны Лопаткиной с полным анатомическим набором рёбер и ключиц. Грудь только символически обозначена деталями костюма, и это смотрится в балете привычнее, не отвлекает внимание от общей красоты балетной позы. Дух хрупкой женственности в чистом виде. Хотя тут кому как…
У балерин прошлого имелись «пленительные плечи» (как писал сто лет назад один из восхищённых критиков о русской балерине Вере Каралли), округлые женственные руки и покатые плечи без признака мышц.
Это всё тоже кануло в лету. Современным богиням балета приходится в миру набрасывать шарфики на плечи или надевать блузы с длинным рукавом, чтобы скрыть профессиональную жилистость тонких ручек и мускулатуру плеч. Если без шарфика, то выглядит это примерно так:
Хотя женская мускулистость в балете — тоже не стандарт.
И как быть этим бедным девочкам? Каким таким жирком им прикрыть свои натруженные мышцы, когда при росте 170 или даже выше им надо держать вес 45-47 кг, иначе партнёр сорвёт себе спину.
Маленькие компактные балерины типа Екатерины Максимовой (157 см — 40 кг) ушли в прошлое.
Теперь при почти том же весе балетный рост стремительно растёт. И теперь женская хрупкость в балете граничит с анорексией. Но в балете это выглядит божественно!
Когда высоченная (175) Ульяна Лопаткина вставала на пуантах 40-го размера, и медленно вытаскивала свою длинную, как под линейку прочерченную, ногу, и начинала плести своими бесконечно вьющимися руками-ниточками волшебные узоры, это было фантастическое зрелище!
Вариация Пахиты из одноимённого балета на музыку Людвига Минкуса.
Кстати, про ноги
Конечно, балетные женские ноги — всем ногам ноги! Потому что они специально отобраны ещё на этапе приёма в хореографическое училище, и потом отшлифованы в балетном классе: высокий подъём, тонкая щиколотка, ровная линия колена, рельефная икра, крепкое бедро. В позиции на пуантах они смотрятся ещё выразительнее.
Никакая шпилька не создаст такой же эффект абсолютной стройности и рельефа. На красоте женских балетных ног веками держалась популярность жанра балета.
Если балетоман начала 19 века, купив билет в театр, мог рассчитывать на волнующую перспективу увидеть женскую коленку, то балетоман современный уже не дождётся никакой интриги. Женский балет раскрыл все свои тайны укороченными до максимального предела пачками и вертикальными взмахами прекрасных ног.
А ведь ещё сто лет назад поднять ножку выше, чем на 45 градусов, считалось неприличным. Вот так, не более:
Только в одном месте женская балетная нога уступает небалетной — это стопа и пальцы с подагрическими суставами, хроническими мозолями и деформированными ногтями. Даже не хочется приводить наглядные примеры. Лучше о прекрасном.
Женская балетная красота невозможна без красивого лица и стройной шеи
Тут ещё очень важен удлиненный овал лица (с круглым балерина будет выглядеть простушкой, а не сильфидой) и выразительные глаза. К примеру, у Майи Плисецкой, которую при всём уважении симпатичной не назовёшь, было и то, и другое.
В балетной труппе Большого театра все восемь балерин (так называют только ведущих солисток) — красавицы. В Мариинском с этим не так строго, зато там самые тоненькие и невесомые танцовщицы — это традиция петербургской Вагановской школы.
Кстати, что отличает тоненькую от тощей? Две вещи: гибкость и осанка. И это то, на чём держится вся женская балетная красота, и на чём танцовщица обойдёт на дистанции любую подиумную красотку.
А сверх программы балеринам даётся человеческая харизма, которая компенсирует и недостатки техники, и изъяны телосложения. И это уже не про циркуль.
Популярнейшая Наталья Осипова, к примеру, зажигает зал одним своим появлением на сцене — такая от неё идёт волна энергии и очарования. Хотя, кроме прекрасных прыжков, она ничем не может потрясти воображение придирчивого знатока балета.
Артистичная прима Мариинского театра Диана Вишнева тоже вербует своих фанатов за две минуты одним жестом и взглядом своих выразительных оленьих глаз, при этом у неё ещё и техника совершенная.
Это всё о красоте в классическом балете. А в современном — своя эстетика, и это другая история.