Если вы откроете топ самых лучших театров, то вы не найдете там того, о котором пойдет речь. Между тем это самый элитный и самый особый театр в мире — Wagners Festspielhaus в баварском городе Байройт. Он работает в режиме фестиваля, только 40 дней в году: с 25-го июля по 28 августа.
Этот театр построил великий немецкий композитор Рихард Вагнер, как личный храм искусства имени самого себя для своих фанатов – вагнерианцев, и вообще для всего человечества.
Оцените размах проекта этого человека
Вагнер считал, что его произведения открывают для искусства новую эру (он называл их не операми,а «торжественными сценическими представлениями») и требуют по этой причине совершенно особого подхода. Особой атмосферы, особой труппы и особой сценической площадки. Он задумал построить величественный театр исключительно для своих великих творений, не имея при этом ничего, кроме долгов.
Представьте, что какой-нибудь другой великий композитор, к примеру, Борис Гребенщиков, сказал бы: «А давайте, друзья, скинемся все дружно и построим для меня на какой-нибудь горе в Тибете мой собственный концертный зал, где бы во веки веков пелись только мои песни! Потому что, сами понимаете, не могу же я петь на той же сцене, что и Филя, или какой-нибудь другой массовик-затейник. Я же человек серьезный, я философ, я так не могу!»
Примерно так выглядела затея Вагнера, но его не сочли одержимым манией величия, а поддержали материально множество людей во всём мире, включая его главного фаната – баварского короля Людвига II. Вагнеровские общества собирали деньги и отсылали их в Байройт. Даже дирижёр Ганс фон Бюлов, у которого Вагнер довольно бесцеремонно увёл жену, и тот в поте лица давал благотворительные концерты, чтобы помочь гению в воплощении его мечты!
Начнем с того, как туда попасть
Если в обычный театр, пусть даже в знаменитую Венскую оперу, вы просто заказываете билеты на сайте на конкретный день и на конкретный спектакль, то тут вам надо сначала отправить заявку на билет. Вам вышлют анкету, в которой вы должны будете рассказать о себе и обосновать, насколько вы вообще достойны услышать Вагнера в этом священном месте. Вам надо будет написать, почему вы хотите попасть туда, и действительно ли вы любите Вагнера настолько сильно, чтобы иметь такую честь.
Вас поставят на очередь, в которой перед вами почти полмиллиона человек, и случае отсутствия отклика, вы должны будете повторять свою заявку ещё и ещё. Это может затянуться на несколько лет.
Может утечь много воды, прежде чем вам вышлют счет за вход на какой-нибудь спектакль по усмотрению той стороны. Это будет ваш счастливый билет, который вы потом повесите в рамке под стеклом в качестве семейной реликвии. Вы прорвались!
В последние годы Вагнеровский фестиваль выбрасывает определённое количество билетов в свободную продажу на своём сайте. Заканчиваются они почти что моментально, но шанс ухватить билет всё же существует.
Дальше вам надо будет подумать о дресс-коде. Фрак, вечернее платье в пол. Правда, сейчас уже многие приходят просто в костюмах и платьях ниже колена.
Стоимость билета не запредельно высока: от 30 до 320 евро. Примерно, как в Большой театр.
Если вы равнодушны к Вагнеру, то вам не придет в голову ждать так долго, чтобы туда попасть. А если вы к нему неравнодушны и попали туда после такого серьезного испытательного срока, то можно себе представить, что вы почувствуете, когда увидите его здание на вершине Гринхилл (это такой огромный холм с парком и зелеными лужайками).
В одном туристическом отчете недавно было описание достопримечательностей Байройта от нашей девушки, которая была там по программе шоп тура. Она пишет:
«Ну, что? Городок, конечно, маленький. Торговый центр, в принципе, как у нас, есть городской театр, и ещё тут жил композитор Вагнер».
Любой порядочный вагнерист растерзал бы её с рычанием, потому что Байройт – это вам не городок, а мекка! А Вагнер – не просто композитор, а властитель умов и душ на протяжении ста лет как минимум. Он и сейчас, спустя 200 лет, будоражит умы потомков. О нём спорят с пеной у рта, называя то фашистом и людоедом, то гением и пророком.
Театр получился совершенно особенным
Потому что Вагнер строил его под себя, под свою совершенно особую музыку. Его не волновал вопрос роскоши экстерьера и интерьера. Ему нужно было создать такое место, где слушатель полностью погружался бы в происходящее на сцене, завороженный прекрасным звуком, большой идеей, выраженной в слове и впечатляющем сценическом действии.
Внешне здание театра выглядит несколько мрачно и громоздко (архитектор Готфрид Земпер — друг Вагнера).
Внутри – очень строго. Никаких амуров, лож в бархате и хрустальных люстр на потолке. Это храм серьезного искусства.
Акустика здесь исключительная. Форма зала, специальные акустические стенки с колоннами, разрезающие боковые пространства, дерево от пола до потолка. Грубые старые доски на полу — те же самые, по которым ходил Вагнер 150 лет назад.
Но главное ноу-хау Вагнера – оркестровая яма. Вот такая, закрытая со стороны зрительного зала огромным полукружьем, и уходящая наклонно глубоко под сцену. Ударники (последний ряд оркестра) сидят примерно под её серединой. Звук в итоге немного глушится и смешивается в единую звуковую волну, выходящую в зал из глубины этого пространства после сложной отражательной траектории. Такого нет нигде.
В яме, кстати, бывает очень (очень!) жарко, говорят аж до 40 градусов, потому что там нет системы кондиционирования. Музыканты играют налегке, буквально в майках, шортах и сандалиях. Их все равно никому не видно.
В зале сиденья расположены амфитеатром, в шахматном порядке, чтобы ничей затылок не мешал вам видеть сцену.
«Искусство – не развлечение!» — считал Вагнер, и сделал так, чтобы публика не имела возможности расслабиться или отвлечься. Ничего такого, о чём писал Пушкин: «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит». Ничего не блещет, ничего не кипит, все смирно сидят на своих местах.
Никаких мягких сидений! Жесткий деревянный стул с откидушкой, как в старых советских кинотеатрах. Даже подлокотников нет.
Никаких разглядываний красивых женщин и их туалетов. В зале полная темнота, освещена лишь сцена. Многих это, кстати, возмущало, но позже этот прием стал использоваться во всех оперных театрах. Никаких опозданий и проползания между рядами, в темноте, по ногам сидящих к своему месту! Ряды сдвинуты так, что это технически невозможно. Кто опоздал – тот не попал.
Надо добавить, что сидеть приходится долго. Начало представления в 16 часов, окончание – в 22 — 23. Правда, есть два довольно продолжительных антракта – по 40 минут. И можно взять в аренду мягкую подушечку под пятую точку за 2 евро.
Но никаких буфетов в храме! И никаких залов для показушного светского фланирования в антрактах! Все на улицу, в парк, на травку. Там есть на всякий случай навесы от дождя, ресторанчик и кафешки, где можно съесть баварскую сосиску и запить ее знаменитым местным пивом. Все эти дамы в роскошных платьях и джентльмены во фраках так и делают.
В определенный момент на специальный балкон выходят несколько музыкантов и трижды, с паузами исполняют на медных духовых лейтмотивы из оперы, которая идет в этот вечер.
Фанфары разносятся над парком, над холмом, это очень красиво! Вагнер придумал их вместо трёх звонков. После третьей все заходят в зал. Здесь музыканты трижды играют лейтмотив Лоэнгрина, главного героя одноимённой оперы Вагнера.
Об этом театре в двух словах не расскажешь, поэтому в продолжении будет о том, кто каждый год приезжает в этот театр, и какие люди стоят за этим культовым местом.
Спасибо большое! Очень интересная, информативная статья!