От мысли «а напишу-ка я оперу» до премьеры готового сочинения — огромное расстояние. И чаще всего этот маршрут обрывается на начальной стадии осмысливания сочинения или на этапе набросков. Только в очень редких случаях композитор бракует уже написанную музыку, как это произошло с его ранней оперой «Ундина».
Чайковский, очень любивший этот жанр, практически любое литературное произведение примерял на оперный манекен. Иногда он загорался, а потом разочаровывался в сюжете. Иногда ему просто мешали какие-то жизненные обстоятельства или другие неотложные проекты.
Бывало, что композитор получал идеи и либретто от других людей, особенно часто в пору расцвета своей популярности — в 80-х годах. Литераторы разного уровня от Шпажинского до Островского и Чехова предлагали ему сюжеты и сценарии.
Интересно, что среди таких предложений была довольно оригинальная идея от братьев композитора Ипполита и Модеста написать оперу под названием «Чайковский» (по роману украинского писателя Евгения Гребёнки 1843 года). Неизвестно, оценил ли Чайковский юмор братьев, но оперу писать не стал.
Те сочинения Чайковского, которые он написал в итоге и которые мы сейчас знаем — это редкие горные пики над поверхностью творческого океана его замыслов и идей.
Итак, «из какого сора» выросли оперные шедевры Чайковского? Что он отбросил, чтобы прийти в итоге к «Евгению Онегину», Пиковой даме» и «Иоланте»? Вот десять (на самом деле их гораздо больше) так и не написанных опер композитора.
✔»Гроза» (1867)
Эта пьеса очень нравилась Чайковскому с юных лет. И когда его жизненный путь сделал поворот от юриспруденции к музыке, сюжет «Грозы» был первым в ряду оперных замыслов композитора. Он думал над ним ещё в консерватории и тогда же написал увертюру под таким названием. Неизвестно, предполагал ли он впоследствии присоединить её к опере.
Позже он переехал в Москву и решил всё же осуществить давний замысел. Он познакомился с автором пьесы Александром Николаевичем Островским и тот сообщил ему, что на этот сюжет уже пишет оперу другой композитор (коллега Чайковского по Московской консерватории В.Н.Кашперов).
Чтобы Чайковский не очень расстраивался, Островский предложил ему в качестве сюжета свою комедию «Воевода» и сам написал либретто. Так родилась первая опера Чайковского, которая была поставлена на театральной сцене. Правда, он забраковал её после премьеры.
А.Н.Островский.
Кстати, ещё одна пьеса Островского была намечена Чайковским для оперного воплощения — «Снегурочка» (он написал музыку к этому спектаклю). Но и тут его опередили. Нетрудно догадаться, кто именно — конечно, Николай Андреевич Римский-Корсаков.
✔»Мандрагора» (1870)
Сюжет этой фантастической оперы строится вокруг магии мандрагоры — растения с корнем причудливой формы. Либретто написал Сергей Александрович Рачинский — хороший знакомый Чайковского и, кстати, доктор ботаники.
Из эскизов Чайковского к этой оперы до нас дошёл только Хор цветов и насекомых.https://music.yandex.ru/iframe/#track/65752194/10665277/
✔»Ефраим» (1876)
Это был совместный проект Чайковского и его бывшего ученика и друга Константина Шиловского. Шиловский сочинил сюжет из времён Вавилонского плена, написал либретто и даже нарисовал эскизы костюмов. По каким-то причинам у Чайковского так и не дошли до неё руки. Возможно, этот запал перебила другая мысль — написать оперу по пушкинскому «Евгению Онегину». Этот замысел они с Шиловским и осуществили некоторое время спустя.
⭐Кого мы цитируем, когда говорим “любви все возрасты покорны…”?
✔»Отелло» (1876)
По хронологии оперных замыслов Чайковского хорошо видно, как молодой композитор нащупывал свою тему в опере. В данном случае идея шекспировского «Отелло» принадлежала не ему, а Владимиру Стасову, который написал подробный сценарий.
Чайковский уже имел опыт настойчивых советов со стороны «Могучей кучки» (свою увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» он писал под чутким руководством Милия Балакирева). Возможно, он не захотел повторять этот опыт. Во всяком случае, согласившись со Стасовым, что и сюжет, и сценарий отличные, работу над ним он так и не начал.
✔»Тарас Бульба» (1878)
В процессе работы над «Евгением Онегиным», в успехе которой Чайковский сильно сомневался, он загорелся идеей написать большую (пятиактную) оперу по повести Гоголя «Тарас Бульба». Он даже заказал либретто, и писатель И.В.Алферьев выслал ему текст 1 действия. Но скромный «Евгений Онегин» вопреки сомнениям композитора очень понравился публике, и он отказался от своей идеи грандиозного драматического спектакля.
✔»Ромео и Юлия» (1881)
Четыре года Чайковский собирался написать оперу на сюжет трагедии Шекспира, изучал текст, заказал либретто. Но закончилось всё тем, что он написал только любовный дуэт главных героев, да и то не до конца, а потом потерял интерес к этому замыслу.
Сейчас дуэт исполняется в редакции Сергея Ивановича Танеева, который сделал из него законченный концертный номер.
Музыка этого дуэта основана на темах из ранней увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта».
✔»Баядера» (1888)
Этот сюжет, взятый из баллады Гёте «Бог и Баядера», Чайковскому предложил Ипполит Шпажинский — его соавтор по «Чародейке». Он уже написал либретто, и композитор готов был взяться за работу. Но этот проект не понравился директору Императорских театров И.А. Всеволжскому. Он переключил внимание Чайковского, заказав ему «Спящую красавицу». И этим оказал неоценимую услугу русскому балету.
✔»Куртизанка» (1888)
Трудно представить себе, что кроме «Чародейки» в списке опер Чайковского была бы и «Куртизанка».
Примерно так выглядела бы афиша оперы Чайковского на либретто Луи Галле.
Но всё шло именно к этому. Либретто оперы композитор получил из Парижа, его написал популярный тогда писатель Луи Галле.
Поставить это сочинение планировалось не в России, а в парижском Grand Opera. Композитор уже дал согласие, но потом, очевидно, здравый смысл победил жажду международного пиара.
«Бэла» (1890)
Взаимная человеческая симпатия связывала двух великих русских художников — Чехова и Чайковского.
В их разговорах всерьёз и в шутку не раз мелькала тема сотрудничества на ниве оперного искусства. Чехов даже подарил композитору сборник своих рассказов в надписью «от будущего либреттиста», а потом предложил ему в качестве оперного сюжета лермонтовскую «Бэлу».
О том, что Чайковский сочиняет оперу на либретто Чехова (на самом деле либретто написал В.И.Немирович-Данченко) и даже о том, как будут распределены голоса, писали московские газеты. Но и на этот раз как-то не сложилось.
«Любовь мистера Гильфиля» (1893)
С позиции сегодняшнего дня кажется, что Чайковский основательно испортил бы себе творческую биографию, если бы после гениальной «Пиковой дамы» и прекрасной «Иоланты» он написал бы оперу про какую-то любовь какого-то мистера Гильфиля.
Однако он намеревался это сделать, потому что был очень увлечён в это время книгами английской писательницы, известной под псевдонимом Джордж Элиот.
Английская писательница Мэри Энн Эванс, известная под псевдонимом Джордж Элиот.
Чайковский даже начал собственноручно писать сценарий, но смерть помешала этому замыслу.