флейта
Э.Мане. Флейтист.

Тот момент, когда первобытный человек подул в полую кость или в стебель тростника, можно считать началом истории флейты. Теперь она сверкает никелем, серебром или золотом и даже платиной и выглядит как высокотехнологичное орудие музыкального производства.

Но звук её сохранил прохладу речного ветерка и легкость птичьего щебета.

Сейчас, когда на концертной сцене звучит музыка четырёх столетий, можно увидеть разные типы флейты, в них легко запутаться, потому что даже держат её по-разному. В этих десяти фрагментах из очень популярной музыки для флейты встречаются разные варианты. Попутно разберёмся и в этом.

1. А.Вивальди. Концерт для флаутино, струнных и баса до мажор, 2 часть

Вивальди писал концерты и для обычной флейты, и для флаутино.

Флаутино – это высокая по звучанию (сопрановая) разновидность старинной продольной флейты (блокфлейты или рекордера).

Это элементарный инструмент, и звук у неё “детский”, простой. Поэтому так трогательно звучит здесь эта безутешная горькая печаль. Флейте вообще очень идёт грусть.

2. И.С.Бах. Сицилиана из Сонаты для флейты и клавесина ми-бемоль мажор (2 часть)

Сицилиана – давно исчезнувший из живой практики танец – осталась как отражение в инструментальной музыке. Подробнее здесь 👇

Самые красивые сицилианы в классической музыке

Это одна из известнейших мелодий Баха. Нежный и чуть холодноватый тембр флейты делает её грусть возвышенной. К тому же он похож на звук пастушьей свирели.

3. И.С.Бах. “Бадинери” из Оркестровой сюиты №2, си минор

Сюита (цепочка танцевальных пьес) – это жанр, придуманный во Франции. Поэтому Бах пользуется здесь французскими названиями.

Последняя, седьмая часть Второй сюиты называется Badinerie, что можно перевести как “шалость”, “шутка”. Партия флейты здесь довольно виртуозная, вся состоящая из непрерывного мелькания порхающих мотивов.

Обратите внимание, что это не продольная флейта, как в концерте Вивальди, а большая, поперечная (воздух вдувается в отверстие на боковую её части). Но ещё не металлическая, как сейчас, а деревянная, довольно простого устройства. Это так называемая “барочная флейта”.

4. К.Ф.Глюк. Соло флейты из 2 действия оперы “Орфей и Эвридика”

Опера Глюка “Орфей и Эвридика” была первоначально поставлена в Вене, но большого успеха у публики не имела. Возможно, это потому, что тогда в ней не было этой меланхолической, очень красивой мелодии. Её Глюк написал гораздо позже – к парижской постановке оперы.

Под неё во втором действии танцуют блаженные тени в Элизиуме – царстве мёртвых, откуда Орфей должен вернуть Эвридику.

Глюк не просто так выбрал флейту для этой музыки: он вычитал, что древние греки сопровождали свои погребальные церемонии игрой на этом инструменте.

5. В.А.Моцарт. Квартет для флейты и струнных №1, ре мажор, 2 часть

Известно, Моцарт в детстве боялся резкого звука трубы, и это можно понять. Но за что он не любил флейту, до сих пор неясно. А это факт, известный из его письма к отцу, в котором он перечисляет, почему он до сих пор не закончил Концерт для флейты.

Его аргументы таковы: как-то всё времени нет, да и настроение не то. И, “кроме того, вы знаете, что я совершенно бессилен писать для инструмента [флейты], который я не выношу!”

Но не очень похоже на то, что эта музыка написана без настроения и с неприязнью к флейте.

6. Ж.Бизе. Менуэт из Второй сюиты “Арлезианка”

Этот милый наивно-церемонный менуэт в стиле 18 века Бизе написал для оперы “Пертская красавица” (где, кстати, звучит всем известная Серенада Смита).

Пять лучших оперных серенад для любимой

Позже он использовал его в музыке к пьесе Альфонса Доде “Арлезианка”.

В конце Менуэта мелодия повторяется, но на этот раз флейта звучит в паре с саксофоном.

7. К.Дебюсси. Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”

Как известно, бог полей и лесов, козлоногий Фавн не расставался со своей флейтой, которую он сделал из тростника. В народном инструментарии есть даже такая разновидность – “флейта пана”, состоящая из нескольких скреплённых между собой трубочек. Примерно как на картине Врубеля:

М.Врубель. Пан.

Дебюсси написал свою Прелюдию на сюжет стихотворения Малларме о грёзах, снах и неутолённых желаниях фавна в жаркий полдень.

Ленивый обморок полдневной духоты,
Единственный ручей в осоке слышишь ты,
Напевно брызжущий над флейтою двуствольной.

Это оркестровый шедевр музыкального импрессионизма, где флейта играет главную роль. Ей разреженный тембр в среднем регистре идеально выражает сладострастную негу и дрожащее марево жаркого лесного воздуха.

https://youtu.be/SbnxTNG0npo

8. Ф.Пуленк. Соната для флейты и фортепиано

В ХХ веке написано очень много музыки для флейты, но, пожалуй, самая любимая флейтистами соната – эта. Потому что её музыка красива особенной, тонкой “пуленковской” нежной красотой и очень мелодична. Недаром Пуленка называли “французским Шубертом”.

Все три её части хороши по-своему. В этом ролике медленная вторая часть – Cantilena. Это слово означает напевную лирическую мелодию.

9. А.Вивальди. Концерт для флейты, струнных и баса континуо ре мажор, ор.10 №3 “Il Gardellino”

Вернёмся к Вивальди, чтобы показать флейту в образе птички. Это её коронное амплуа в симфоническом оркестре. В любой классической музыке, где есть сцены природы, флейта отвечает за имитацию птичьего пения.

Один из шести флейтовых концертов, изданных ещё при жизни композитора, получил название “Il Gardellino” (“щегол”) из-за непрерывного щебета флейты, особенно натуралистичного в первой части.

В этом ролике самый знаменитый флейтист сегодняшнего дня, ирландец Джеймс Гелвей играет на современной флейте.

10. Саверио Меркаданте. “Русское рондо” из Концерта для флейты с оркестром ми минор

Трудно сказать, какая русская мелодия легла в основу финала этого концерта, но почему-то её автор – итальянский композитор Саверио Меркаданте – назвал это рондо русским. Эта простая, запоминающаяся с первого раза мелодия стала очень популярной. Хотя сам Меркаданте наверняка рассчитывал, что в памяти потомков останется не она, а его многочисленные оперы.

11. А.К.Лядов. “Шуточная” из цикла “Восемь русских народных песен для оркестра”

Это филигранно выполненная в мельчайших деталях крохотная оркестровая пьеска на тему русской народной песни “Я с комариком плясала”.

Здесь флейта – “птичка” симфонического оркестра – в амплуа “комарика”.

Лядов использует в оркестре три флейты: две обычных (больших) и одна малая – пикколо (на такой флейте играет мальчик на картине Эдуарда Мане – вверху). Они ведут мелодию, а скрипки очень натуралистично изображают комариное жужжание.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

8 + 1 =