Эта статья не о популярных детских вокальных конкурсах. О них уже был материал «Самый большой грех Первого канала: детский «Голос». Этот пост для тех родителей, чьи дети учатся в музыкальной школе.
Два слова о конкурсах
Ещё сравнительно недавно детских конкурсов не было вообще. Собственно, и крупные музыкальные конкурсы для взрослых появились только в начале 20 века.
Все легенды мирового фортепианного и скрипичного исполнительства ни в каких конкурсах не участвовали, а если бы и участвовали, наверняка не прошли бы на третий тур, а может даже и на второй.
Так уж устроено конкурсное сито: в большинстве случаев первое место берут универсалы с крепкой психикой, их победа — это среднее арифметическое иногда совершенно противоположных оценок жюри.
Сколько их — нестандартных Гленов Гульдов с индивидуальным предпочтениями в репертуаре — остаются за бортом без возможностей выйти на большую публику? Никто об этом не знает.
В музыкальном сообществе отношение к конкурсам в основном отрицательное. Но пока не придумано другого механизма карьерного продвижения исполнителей (отдельные герои-одиночки вроде Евгения Кисина, Ланг Ланга или Юджи Ванг, ставшие звёздами без всяких конкурсов, только подтверждают это правило).
Но зачем конкурсы детям?
Трижды лауреат, четырежды дипломант
Количество всяческих детских исполнительских конкурсов сейчас колоссальное. Местные городские «Золотые ключики» или «Музыкальные роднички», какие-нибудь областные «Брянские нотки», региональные «Созвездия талантов», и конкурсы, гордо зовущиеся международными, где иностранное участие представлено часто одной Белоруссией.
А также дистанционные, на которые достаточно прислать видео и деньги, и ты почти гарантированно получишь по почте диплом если не первой, так второй степени. Поэтому каждый второй мало-мальски играющий ученик ДМШ уже к четвёртому классу если не лауреат, то точно дипломант.
Есть, конечно, и очень серьёзные детские конкурсы: от юниорского Чайковского до популярного у телеаудитории «Щелкунчика». Но они тонут в этих местечковых и фейковых мероприятиях.
Смысла в них нет почти никакого. Однако же, если всё это есть, значит оно кому-нибудь нужно?
Да, но ребёнку — в последнюю очередь.
Кто заинтересован в детских конкурсах?
Конкурсы важны лично для преподавателей: победители или даже просто дипломанты дают им возможность укрепить свои личные профессиональные позиции, благополучно пройти аттестацию или повысить квалификационную категорию, получить надбавку за эффективность/премию/грамоту/звание.
А поскольку стоимость ставки в музыкальных школах микроскопическая, то для педагогов это вопрос выживания.
Для музыкальной школы это тоже важно. Коллекция лауреатов повышает её престиж и даёт шанс получить дополнительное финансирование как «лучшей школе города/области/региона».
С другой стороны, конкурс — это неплохой бизнес.
Не нефтяная скважина, но всё же. На них зарабатывают организаторы (иногда вообще далёкие от музыки люди), члены жюри, производители сувенирной продукции (грамоты, дипломы, медали, призы, подарки), арендодатели концертных помещений, владельцы точек общепита и гостиниц, где живут конкурсанты с сопровождающими лицами. И чем больше формат конкурса, тем больше доходы.
Но без детей эта машина, естественно, не работает. Она как раз ими и питается.
Конкурсные дети и неконкурсные дети
Если ваш ребёнок хорошо учится в музыкальной школе, наверняка наступает момент, когда его педагог заведёт с вами разговор об участии в конкурсе (речь, конечно, не о внутришкольных мероприятиях). И вы должны будете решить для себя вопрос: нужно ли оно вашему ребёнку?
Тут могут быть разные расклады.
Вариант первый: ваш ребёнок относится к тому типу детей, которым очень нравится красоваться на сцене, их заводит атмосфера соревнования и вдохновляет перспектива получить на сцене под бурные аплодисменты свой красивый диплом и подарок. А если и не получит, то всё равно он лучший, просто случайно ошибся пару раз! Есть такие счастливо устроенные дети.
Тогда, конечно, конкурс — для вас. Почему бы и нет? В конце концов, ваше юные дарование насобирает папку всяческих дипломов и получит бесплатную путёвку в «Артек».
Второй вариант, когда ребёнок вовсе не боец, и склонен к сильному волнению на сцене. Конкурса он не хочет и побаивается. Но отказать преподавателю, который говорит ему «надо, Феденька, надо!», не может. Дети многое терпят ради нас, взрослых.
Поскольку стресс от участия в конкурсе в несколько раз сильнее, чем от обычного выступления на сцене (ведь ребёнку придётся тащить на себе весь груз взрослых надежд на его победу), родителям надо хорошенько подумать — ради чего всё это, и каковы, вообще-то, цели?
Кому без конкурсов нельзя?
Если вы учите ребёнка в музыкальной школе исключительно для того, чтобы раздвинуть его культурные и интеллектуальные горизонты, и у вас (а также у педагога) нет достаточных оснований полагать, что из него получится Ойстрах или Горовиц, то даже и не сомневайтесь: конкурсы вам совершенно не нужны и даже противопоказаны, потому что минусов от них больше, чем плюсов, в принципе.
Если ваш ребёнок проявляет отличные музыкальные способности, и перспектива дальнейшего музыкального образования для вас не исключена, то и в этом случае победы в конкурсах не дадут вам существенных бонусов при поступлении в музыкальное училище и консерваторию. Там совершенно другие механизмы отбора. Не тратьте детские нервы и свои деньги.
К примеру, победитель самых престижных конкурсов и уже концертирующий пианист (кстати, он участвовал и в последнем конкурсе Чайковского), супер талантливый Саша Малофеев поступил в Московскую консерваторию этим летом далеко не первым номером. И даже не десятым.
И только в том случае, когда ваш ребёнок исключительно, ярко одарён — вот прямо маленький Моцарт или Женя Кисин, тогда вам придётся подумать насчёт конкурсов: для вашего ребёнка нет другого выхода, как закаляться в боях. Потому что (см.п.1) без конкурсов — настоящих, высокого уровня — сейчас невозможно построить исполнительскую карьеру и достичь успеха на концертной сцене в международном формате.
Кстати, о карьере
Но — существенный момент! — крайне мало шансов её (карьеру) построить в принципе. Потому что рынок очень хороших молодых музыкантов перенасыщен сейчас до предела. (Тот, кто смотрел последний конкурс Чайковского, наверняка оценил, какая кровавая была битва не то что за победу, но даже за второй и третий туры).
На всех не хватает ни публики, ни залов, ни хороших продюсеров, без которых, кстати, тоже ничего выдающегося достичь невозможно.
Так что, прежде чем отправить своего многообещающего ребёнка на первый в его жизни большой конкурс, вспомните слова Белы Бартока о том, что «соревнования — это для лошадей, а не для артистов».
И вообще — подумайте о том, что на свете есть много других замечательных профессий, которые не будут стоить вашему ребёнку так дорого. Возможно, ваша заветная мечта увидеть свою кровинку на сцене главного зала Карнеги-холла не стоит его нервного тика.
Пусть лучше музыка будет украшением его жизни, а не проклятием детства и юности.
Ещё на тему детей и музыкальной школы:
«Как выжить в музыкальной школе?»