Гершвин

Поскольку США — страна сравнительно молодая, национальная классика появилась там достаточно поздно — только в 20 веке.

А до тех пор американские композиторы были американскими только по факту рождения. В музыке все они ориентировались на Европу, считая, что использовать местный фольклор, который представлял собой странную смесь разных культур, включая афроамериканскую и индейскую, это как-то неакадемично. Поэтому писали они по-немецки, по-французски и как угодно ещё, но не по-американски.

Только в начале 20 века в США появилась своя, настоящая американская классика.

Чтобы не было лишних споров о терминологии в комментариях, сразу определимся, какая классика имеются в виду. Великие завоевания США в области «лёгких» жанров — джаза, поп и рок-музыки, а также киномузыки — тут тоже есть свои выдающиеся классики — мы оставим пока в стороне. Речь пойдёт только о главных (самых влиятельных) фигурах в области академической музыки.

🟠Чарлз Айвз (1874-1954)

Добавьте описание

Айвз — это первый национальный классик США, которому удалось запечатлеть в своей музыке энергичный дух Америки, её историю и пёструю смесь культурных традиций. Свои главные сочинения он написал в первой четверти 20 века, но Америка открыла его как классика только в 60-70 годы.

Музыка Айвза совершенно свободна от всяческих правил. Слушая её, надо быть готовым, что в ней не будет привычных повторений и стройных форм, приятных мелодий и благозвучных гармоний. Не исключено, что инструменты будут играть в разных тональностях и метрах, а темы Баха — свободно чередоваться с примитивными песенками, что в пьесе не будет конца, и что пианист в один прекрасный момент станет бить по клавиатуре ладонью или нажимать на клавиши деревянной доской — у Айвза много таких чудес. Он стал предтечей всех авангардистов.

При этом его музыкальные помыслы были абсолютно чисты. Никогда он не преследовал цель быть самым оригинальным или кого-то шокировать. Он выражал важные для него смыслы, которые выходили за пределы музыки, и смыслы эти не так легко прочитать без знания американского образа жизни в начале 20 века, американской философии, литературы, истории и географии.

Самое известное: Конкорд-соната (№2), Четвёртая симфония, Три места в Новой Англии и вот эта — самая популярная и самая простая для восприятия (но далеко не самая типичная) пьеса «Вопрос, оставшийся без ответа». Она пролежала в столе Айвза сорок лет, прежде чем её услышала публика.

«Молчание друидов, которые ничего не знают, не видят и не слышат» у струнных, «извечный вопрос существования» у трубы и хаотичные и ничего не поясняющие «ответы» у флейт. Философия жизни и времени в звуках.

🟣 Джорж Гершвин (1898-1937)

Девять главных американских композиторов-классиков

Пока Чарлз Айвз пребывал в безызвестности, стремительно взошла яркая звезда Джорджа Гершвина.

Это было в 20-30-х годах, когда бурно начала развиваться бродвейская развлекательная индустрия, а в Европу хлынула мода на американские танцы, регтайм и джаз. В этой стихии Гершвин и начал свой путь.

А позже он блестяще осуществил идею (не свою, правда) соединения европейских академических жанров с популярной американской музыкой и добился такого мирового успеха, о котором мало кто мог даже мечтать. Подробнее о блестящей карьере Гершвина, его и причине его ранней смерти здесь 👇

⭐ Что нужно знать о Джорже Гершвине?

Самое известное: опера «Порги и Бесс», «Рапсодия в голубых тонах», «Американец в Париже», а также песни, ставшие джазовыми стандартами, как вот эта — «I Got Rhythm».

⭐Что такое “Рапсодия в блюзовых тонах” Гершвина?

О чём “Саммертайм” Гершвина?

Правда, это уже за рамками академических жанров, зато здесь можно посмотреть на Гершвина за роялем:

🟢Аарон Копленд (1900-1990)

Копленд — очень большая величина в американской музыке. Он попробовал себя в разных музыкальных техниках 20 века, но в итоге сумел создать синтез актуального современного стиля и демократичного, понятного публике языка.

Девять главных американских композиторов-классиков

Копленд использовал разные слои американской музыки — регтайм, джаз, ковбойские танцы, мексиканский и латиноамериканский фольклор. При этом он работал во всех жанрах от симфонии и балета до киномузыки. Копленд стал воплощением «золотого стандарта» национальной классики и самым исполняемым американским композитором в США.

Самое известное: «Фанфара для простого человека», сюиты из музыки к балетам «Весна в Аппалачах» и «Родео», скерцо «Кот и мышка».

В джазе только кошки 🐈

Здесь Копленд дирижирует одним из своих шлягеров — танцем «Hoe-Down» из балета «Родео». Благодаря использованию в рекламе Американской ассоциации производителей говядины, эта музыка навсегда вбита в память американского потребителя.

🟤Сэмюэл Барбер (1910-1981)

Девять главных американских композиторов-классиков

Барбер относится к немногим композиторам 20 века, посвятившим себя старым романтическим идеалам и прежде всего — лирике и мелодичности. Этим он внёс в картину американской музыки нехарактерную для неё ностальгическую ноту, и за это всегда был любим публикой.

Музыкальная деятельность Барбера была довольно широкой: он занимался дирижированием, преподаванием и даже некоторое время выступал как певец — у него был красивый баритон.

Место в ряду американских классиков Барбер застолбил себе в 26 лет, когда написал своё неотразимое по красоте «Адажио». С этого времени он навсегда стал любимцем публики, а заказы исполнителей и оркестров обеспечили ему счастливую и почти безоблачную композиторскую карьеру.

Самое известное: «Адажио» для струнных (или хоровая версия на текст Agnus Dei), опера «Ванесса», Концерт для скрипки.

Здесь хоровой (авторский) вариант знаменитого «Адажио».

🔵Леонард Бернстайн (1918-1990)

Девять главных американских композиторов-классиков

Самая яркая фигура музыкальной культуры США: очень талантливый мульти-музыкант: крупнейший дирижёр (ученик Сергея Кусевицкого), открывший миру Малера и Айвза, композитор, пианист и, без преувеличения — великий просветитель — лектор и писатель, повлиявший на восприятие классической музыки целого поколения американцев

⭐Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? Часть 1

Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? Часть 2

Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? Часть 3

В своём композиторском творчестве Бернстайн, как и многие другие его американские коллеги, работал на двух фронтах сразу — лёгком и академическом. И в том, и в другом жанрах его музыка всегда очень полнокровна и просто брызжет энергией.

Самое известное: мюзикл «Вестсайдская история», оперетта «Кандид», «Честерские псалмы».

«Мамбо» из «Вестсайдской истории». Берлинский филармонический, дирижёр Кирилл Петренко.

Продолжение статьи об американских композиторах здесь 👉 Часть 2.

Ещё на эту тему:

Как американцы пересчитали русских композиторов в одной песне и уложились в 39 секунд

Как американцы производят шлягеры из русской классики

Поделиться: