Да, в 18 веке мобильников не было точно. Но в ходу были разнообразные механические устройства, которые, как и наши телефоны, издавали какие-нибудь музыкальные звуки: музыкальные шкатулки, ящики, шарманки и просто разные милые затейливые вещицы вроде механического соловья (как в сказке Андерсена).
И, конечно же, часы. Настенные, каминные, настольные, напольные, карманные — обычно все они были снабжены какими-нибудь музыкальными устройствами.
Принцип действия в них был разный, например — колокольчики с молоточками, металлические валики или диски со штырьками, или маленькие встроенные механические органчики. Всё это было так хитро сделано, что даже сегодня специалисты не всегда могут понять, как это всё работает и почему 300 лет не ломается.
Все знают знаменитого сложносочинённого эрмитажного «Павлина», сделанного в 18 веке английскими мастерами.
Там же хранится и совершенно удивительный шедевр отечественной микромеханики — яйцо-часы Ивана Кулибина с музыкой и движущимися крохотными фигурками.
Музыкальные часы 18 века не только издавали элементарное «ку-ку» или звон курантов, или простенькие мелодии в нужное время, но иногда выполняли функции комнатного музыкального центра.
В этом случае в них было закачено сразу несколько вариантов музыки. Захотелось — посмотрел плейлист программу, выбрал трек фрагмент , настроил периодичность повтора, завёл и наслаждайся волшебными звуками.
В те времена это было довольно актуально, потому что музыка была очень дорогим удовольствием (не то, что сейчас). Хочешь развлекаться, не выходя из дома — учись играть и петь сам, оплачивай учителя музыки супруге и детям или бери на баланс собственную капеллу (так в Европе называли оркестры).
Или покупай плееры с механическим заводом вроде такого:
Музыку для них часовые мастера заказывали лучшим композиторам, чтобы потом подороже продать. Поэтому многие классики не только свои великие симфонии с ораториями писали, но иногда отвлекались и на такую вот несерьёзную работу.
Их авторитет был хорошей рекламой товара. А музыка в часах была хорошей рекламой классикам (пока они ещё не стали классиками).
В этом списке Гендель, сыновья Баха, Гайдн, Сальери, Моцарт и Бетховен.Все они несколько иначе выглядят в такой музыке.
Вот, например, великий Людвиг ван Бетховен в непривычном «миниатюрном» формате.
Это Adagio assai (обозначение довольно медленного темпа) — первая из пяти пьесок для механических часов, которые он (по некоторым сведениям) написал по заказу графа Йозефа Дейм фон Штритеш.
Не «Апассионата», конечно, но очень мило.
В Германии и Австрии часы со встроенным органчиком называли flötenuhr. Их звук напоминал флейту.
Вот ещё прелестная пьеска титана классического симфонизма Гайдна для таких часов. Он написал их довольно много по просьбе знакомого часового мастера.
Эта музыка, кстати, имеет солидный запас художественной прочности и выдерживает концертные исполнения в органном или ансамблевом варианте.
Вот это Адажио и Аллегро фа минор Моцарта для механических часов играют квартетовм флейт или на фортепиано. А вот так примерно оно звучало в оригинале — на механическом органчике внутри больших механических часов. Такие стоят в его Доме-музее в Вене.
Всё это, конечно, не совсем рингтоны, хотя — как посмотреть: функцию оповещения (который час) эта музыка тоже выполняла.