✔️️Есть две причины, по которым этот человек стоит спиной к публике машет руками перед носом у первых скрипок:
- координация большого оркестра в сложных произведениях: он подсказывает, когда вступить, руководит звучностью (тут громче, тут тише), задаёт нужный эмоциональный настрой;
- он тот, кто решает «как это играть», то есть выбирает единственно верную трактовку произведения.
✔️️Существуют оркестры и без дирижёра: Персимфанс (Первый симфонический оркестр) в советской России 20-х годов, свергнувший дирижёра-царя, и многие современные камерные оркестры, в которых до двадцати оркестрантов.
✔️️Дирижирование — самая молодая из всех исполнительских музыкальных профессий. Онапоявилась в начале 19 века, когда оркестры стали большими (около 100 человек), а музыка научилась выражать очень сложное содержание.
А до этого в роли координатора выступала первая скрипка или клавесинист. Они просто показывали вступления и задавали ритм смычком или свернутыми в трубочку нотами.
✔️️Французский композитор Жан Батист Люлли однажды пытался выправить ритм оркестра с помощью ударов жезла по полу. Он попал себе по ноге, и это кончилось гангреной и смертью.
✔️️Первые дирижёры стояли лицом к публике, потому что дирижёры были воспитанные люди, и не могли допустить такого моветона — развернуться фалдами фрака к благородным господам в зале.
Потом оркестры стали уже так велики, что управление ими требовало полного контроля, и тогда некоторые особо отважные дирижёры (Берлиоз, Вагнер) сделали разворот на 180 градусов. А другие так и остались в том же положении до конца 19 века.
✔️️Руками дирижёр машет не хаотично. Правой рукой дирижёр обычно указывает ритм, темп, а левой — детали исполнения и вступления инструментов.
Палочка — не обязательный атрибут профессии. Валерий Гергиев, например, дирижирует или просто руками, или чем-то вроде зубочистки.
У Берлиоза была вот такая вот палка.
А вообще-то классическая дирижёрская палочка выглядит вот так:
✔️️Инструменты дирижёра — не только руки, но и всё тело и мимика. Пластическая одарённость дирижёра — это обязательная вещь в этой профессии.
Ещё одно важное средство управления оркестром — взгляд. Гипнотический взгляд был у Вагнера, Ганса фон Бюлова, Густава Малера, Отто Клемперера, Евгения Мравинского.
Представьте, вы пропустили своё вступление и получили такой вот взгляд — мало не покажется! Это Отто Клемперер. Его называли «чёрным дьяволом».
А это Рихард Вагнер. Карикатурист схватил его демонический взор.
✔️️Главное качество хорошего дирижёра — магнетизм личности. Попробуйте увлечь своими идеями и подчинить своей воле целую сотню, а то и больше, людей, которые и без вас прекрасно знают, чем Бетховен от Малера отличается. В хороших оркестрах играют только отборные музыканты, люди с сольной карьерой в прошлом, имеющие звания и награды. В оркестре Мариинского театра 30 оркестрантов имеют звания Заслуженного и Народного артистов. В Национальном филармоническом оркестре России — 23.
✔️️Дирижёр нужен не только оркестру, но и публике. Он попутно (не специально, конечно) выступает в роли пластического сурдопереводика. По его жестам и мы лучше поймём, что происходит в музыке. Правда, некоторые дирижёры этим злоупотребляют, и показывают такие танцевальные шоу, что Волочкова отдыхает.
✔️️Концерт — серьёзное испытание для дирижёра. Он — проводник воли композитора, и не должен его подвести. На концерте он обязан так заразить всех — и оркестр, и хор, и публику тоже — духом музыки, чтобы все забыли о своём, отдельном (невыключенный утюг или проблемы в личной жизни). Это очень трудно, иногда на грани физических возможностей. Правда, не всякая музыка требует таких подвигов.
Нарезка коротких фрагментов в этом ролике показывает, как разные знаменитые дирижёры в полном экстазе заканчивают монументальную Вторую симфонию Густава Малера. Эта симфония называется («Воскресение»), в ней огромный оркестр и грандиозный хор, поющий вот такой экстраординарный по содержанию текст:
В бешеном порыве любви,
Я воспарю к свету,
В который не проник доселе ни единый взгляд!
Я умру, чтобы жить!
✔️️Как правило, существует антагонизм между оркестрантами и дирижёром. Какие претензии у оркестрантов?
- они скептически относятся к дирижёру, который не был в прошлом хорошим исполнителем на каком-то инструменте;
- они терпеть не могут дирижёров, которые объясняют им, как надо играть, впадая при этом в литературность («здесь надо сыграть так, как будто бы подул легкий ветерок!»);
- они презирают дирижёров, которые своим поведением играют на публику;
- они почти всегда недовольны графиком гастролей и зарплатой, которые устанавливает главный дирижёр.
(об этом интересно написано в «Путеводителе по оркестру и его задворкам» В.Зисмана)
✔️️Феминистки всех стран озабочены тем, что в дирижёрской профессии мало женщин. Примерно десять лет назад их проблема сдвинулась с мёртвой точки, и теперь уже женщины массово двинулись в эту профессию. Но пока только одна из них входит в сотню лучших дирижёров мира. Это Марин Олсоп (симфонический оркестр Венского радио).
У нас в Советском Союзе тоже была женщина-дирижёр — Вероника Дударова.