✔️️Есть две причины, по которым этот человек стоит спиной к публике машет руками перед носом у первых скрипок:

  • координация большого оркестра в сложных произведениях: он подсказывает, когда вступить, руководит звучностью (тут громче, тут тише), задаёт нужный эмоциональный настрой;
  • он тот, кто решает “как это играть”, то есть выбирает единственно верную трактовку произведения.

✔️️Существуют оркестры и без дирижёра: Персимфанс (Первый симфонический оркестр) в советской России 20-х годов, свергнувший дирижёра-царя, и многие современные камерные оркестры, в которых до двадцати оркестрантов.

✔️️Дирижирование – самая молодая из всех исполнительских музыкальных профессий. Онапоявилась в начале 19 века, когда оркестры стали большими (около 100 человек), а музыка научилась выражать очень сложное содержание.

А до этого в роли координатора выступала первая скрипка или клавесинист. Они просто показывали вступления и задавали ритм смычком или свернутыми в трубочку нотами.

✔️️Французский композитор Жан Батист Люлли однажды пытался выправить ритм оркестра с помощью ударов жезла по полу. Он попал себе по ноге, и это кончилось гангреной и смертью.

✔️️Первые дирижёры стояли лицом к публике, потому что дирижёры были воспитанные люди, и не могли допустить такого моветона – развернуться фалдами фрака к благородным господам в зале.

Потом оркестры стали уже так велики, что управление ими требовало полного контроля, и тогда некоторые особо отважные дирижёры (Берлиоз, Вагнер) сделали разворот на 180 градусов. А другие так и остались в том же положении до конца 19 века.

✔️️Руками дирижёр машет не хаотично. Правой рукой дирижёр обычно указывает ритм, темп, а левой – детали исполнения и вступления инструментов.

Палочка – не обязательный атрибут профессии. Валерий Гергиев, например, дирижирует или просто руками, или чем-то вроде зубочистки.

У Берлиоза была вот такая вот палка.

А вообще-то классическая дирижёрская палочка выглядит вот так:

✔️️Инструменты дирижёра – не только руки, но и всё тело и мимика. Пластическая одарённость дирижёра – это обязательная вещь в этой профессии.

Ещё одно важное средство управления оркестром – взгляд. Гипнотический взгляд был у Вагнера, Ганса фон Бюлова, Густава Малера, Отто Клемперера, Евгения Мравинского.

Представьте, вы пропустили своё вступление и получили такой вот взгляд – мало не покажется! Это Отто Клемперер. Его называли “чёрным дьяволом”.

А это Рихард Вагнер. Карикатурист схватил его демонический взор.

✔️️Главное качество хорошего дирижёра – магнетизм личности. Попробуйте увлечь своими идеями и подчинить своей воле целую сотню, а то и больше, людей, которые и без вас прекрасно знают, чем Бетховен от Малера отличается. В хороших оркестрах играют только отборные музыканты, люди с сольной карьерой в прошлом, имеющие звания и награды. В оркестре Мариинского театра 30 оркестрантов имеют звания Заслуженного и Народного артистов. В Национальном филармоническом оркестре России – 23.

✔️️Дирижёр нужен не только оркестру, но и публике. Он попутно (не специально, конечно) выступает в роли пластического сурдопереводика. По его жестам и мы лучше поймём, что происходит в музыке. Правда, некоторые дирижёры этим злоупотребляют, и показывают такие танцевальные шоу, что Волочкова отдыхает.

✔️️Концерт – серьёзное испытание для дирижёра. Он – проводник воли композитора, и не должен его подвести. На концерте он обязан так заразить всех – и оркестр, и хор, и публику тоже – духом музыки, чтобы все забыли о своём, отдельном (невыключенный утюг или проблемы в личной жизни). Это очень трудно, иногда на грани физических возможностей. Правда, не всякая музыка требует таких подвигов.

Нарезка коротких фрагментов в этом ролике показывает, как разные знаменитые дирижёры в полном экстазе заканчивают монументальную Вторую симфонию Густава Малера. Эта симфония называется (“Воскресение”), в ней огромный оркестр и грандиозный хор, поющий вот такой экстраординарный по содержанию текст:

В бешеном порыве любви,
Я воспарю к свету,
В который не проник доселе ни единый взгляд!
Я умру, чтобы жить!

✔️️Как правило, существует антагонизм между оркестрантами и дирижёром. Какие претензии у оркестрантов?

  • они скептически относятся к дирижёру, который не был в прошлом хорошим исполнителем на каком-то инструменте;
  • они терпеть не могут дирижёров, которые объясняют им, как надо играть, впадая при этом в литературность (“здесь надо сыграть так, как будто бы подул легкий ветерок!”);
  • они презирают дирижёров, которые своим поведением играют на публику;
  • они почти всегда недовольны графиком гастролей и зарплатой, которые устанавливает главный дирижёр.

(об этом интересно написано в “Путеводителе по оркестру и его задворкам” В.Зисмана)

✔️️Феминистки всех стран озабочены тем, что в дирижёрской профессии мало женщин. Примерно десять лет назад их проблема сдвинулась с мёртвой точки, и теперь уже женщины массово двинулись в эту профессию. Но пока только одна из них входит в сотню лучших дирижёров мира. Это Марин Олсоп (симфонический оркестр Венского радио).

У нас в Советском Союзе тоже была женщина-дирижёр – Вероника Дударова.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here