Огромное спасибо ВГИКу, Госкино , Мосфильму и лично Никите Сергеевичу Хрущеву за то, что они сделали возможным появление этого фильма на экранах страны. Иначе мы лишились бы этого чудесного пионерского фэнтези, дорогого сердцу всякого, кто вырос в СССР.
🌽 «Когда я был маленьким…»
Фильм этот, фактически, культовый, и о нём уже очень много сказано и написано. Но всё же для тех, кто, возможно, чего-то не знает — в нескольких словах самое главное.
Его режиссёр — Элем Климов в 1964 году заканчивал ВГИК, и фильм был его дипломной работой. Наверное, за особые заслуги (его маленькая учебная лента 👉«Жиних» победила на Всесоюзном конкурсе, к тому же он уже был членом КПСС) ему разрешили снять не короткометражку, а полнометражную картину на Мосфильме, что он и сделал очень быстро, намного опередив график съёмок.
Поскольку эта комедия с явным сатирическим наездом на советскую пионерию и жирно выделенной темой «царицы полей» кукурузы, она чуть было не застряла в цензурных препонах. Но потом каким-то образом попала к Хрущёву (возможно, не без участия отца Элема Климова, ответственного работника ЦК КПСС).
Говорят, Никита Сергеевич посмотрел, утёр слёзы от смеха и дал добро.
10 октября 1964 года начался триумфальный прокат фильма, а 14 октября было объявлено об отставке Хрущёва.
Три вещи определили удачу Элема Климова в этой ленте: его отличное чувство юмора (он, кстати, ещё до Маслякова некоторое время был ведущим КВН), его умение подобрать правильных актёров и его поразительный дар работы с детьми на съёмочной площадке. Они у него играют так, что всему третьему пионерскому отряду из этого лагеря можно давать коллективный Оскар.
Что касается взрослых, то тут тоже настоящий аттракцион комических талантов во главе с великолепным Евгением Евстигнеевым. Он сыграл директора лагеря и ещё бородатого оратора на похоронах бабушки (как написано в сценарии — «чемпиона Советского Союза по старости»).
Очень смешная Лидия Смирнова в образе заполошной докторши, Алексей Смирнов в роли завхоза и очаровательная Арина Алейникова (дочь легендарного актёра Петра Алейникова) в роли вожатой Вали.
Плюс, конечно, замечательный 👉сценарий с уморительными диалогами, написанный Семёном Лунгиным (отцом известного режиссёра Павла Лунгина) и Ильёй Нусиновым. Они, как Ильф и Петров, почти всегда работали в паре.
🎳»Петлёй на удочке кегли ловим»
«Добро пожаловать» — такой хитро сделанный фильм, который можно смотреть много раз и всё время открывать для себя что-то новое.
То замечаешь очередной объект наглядной агитации или какую-нибудь весёлую табличку вроде «В парник не входить без вожатого!». То вдруг в сцене бойкота «иуды» Марата на репетиции концерта оказывается, что мальчишек на сцене, как святых апостолов (Иночкина), ровно двенадцать.
А если вы пересмотрите этот фильм сейчас, вы увидите, как неожиданно он резонирует в сегодняшнем моменте со своей темой «коклюша на том берегу», дезинфекцией, с призывами «всячески изгбегать контактов» и с опасениями, что «наедут бациллоносители».
И в какой-то момент (не в первый точно) замечаешь, наконец, как же здорово сделан саундтрек к фильму. А ускользает он мимо внимания так долго потому, что абсолютно точно попадает в стиль этой ленты и, практически, сливается с местностью.
🥁»Пионер — в весельи пример!»
Его авторы — молодой Микаэл Таривердиев и его однокашник по учёбе в классе Арама Хачатуряна Игорь Якушенко.
Обратите внимание, как остроумно они обыграли музыкой даже фирменную заставку Мосфильма с «Рабочим и колхозницей» в самом начале.
Под бодрые звуки барабана и трубы этот символ СССР помпезно въезжает в гротескный образный ряд фильма с его фанерно-гипсовым пионерским ампиром в виде изобилия больших и малых скульптурных форм на постаментах.
Тут и стройные ряды всегда готовых пионеров с горнами/барабанами/луками вдоль ровных дорожек лагеря, и монументальные «пловчихи» и «ныряльщицы» прямо на речном пляже.
Звуковой эквивалент этому видеоряду — пионерский ритуальный фольклор, давно уже канувший в лету. А именно — раритетные пионерские марши и сигналы горниста: «подъём», «сбор дружины», «обед». В фильме звучит полный набор.
Когда-то все они были подтекстованы местными отрядными стихотворцами на разные лады. Например, специальный сигнал побудки: «Подъем, подъём, кто спит, того убьём!» или «Вставай, вставай, штанишки надевай!» На обед — другой: «Бери ложку, бери бак, если нету — шамай так». Возможно, кто-то ещё помнит другие варианты.
⚔»В день приезда он фехтовался на палках!»
Главный персонаж фильма, вокруг которого закручиваются все события — Костя Иночкин (его играет 13-летний Витя Косых, будущий «неуловимый мститель»). Он фактически противостоит в этой истории директору лагеря, махровому бюрократу товарищу Дынину, поэтому невольно и собирает под свои знамёна свободного детства чуть ли не весь лагерь. Он вовсе не «идейный борец», а просто банальный нарушитель дисциплины, хороший парень и большой фантазёр.
Всё, что связано с Иночкиным, озвучено в фильме изобретательно намешанными пародиями на основе классики.
Помните? Струнный квартет очкариков (четыре невинные жертвы музыкальный школы), прикрывая Костю виолончелью, проводят его в туалет под звуки «Сентиментального вальса» Чайковского.
Под него же он отдаёт свою кровь 33-й группы товарищу Дынину, и под Чайковского же выезжает на комбайне в костюме кукурузы на празднике в честь Родительского дня.
А когда его бабушку, которую он гипотетически «сводит в гроб», хоронят 900 убитых горем пенсионеров, похоронный оркестр играет «Очи чёрные».
Там есть ещё «Амурские волны» в сцене «бреда» в изоляторе, моднючая итальянская песенка «Марина, Марина», которую поёт звезда третьего отряда Неля с халахупом.
Ну, и стандартный репертуар пионерских «мероприятий»: «Пусть всегда будет солнце» (куда без неё?) и песня на космическую тему («Четырнадцать минут до старта»).
Помимо всего этих цитат композиторы написали замечательные вставки, стилизованные под тапёрскую музыку. Если обращать на всё это внимание, получишь отдельное удовольствие.
🎬Конец фильма
Конечно, этот фильм — не копия реальности, а также не хитрая антисоветская фига в кармане авторов, как некоторые думают. Он умнее и несёт в себе лекарство от любого маразма.
От него веет духом свободы, дружбы, лета, речки, и каждый увидит в вспомнит под него что-то своё, сколько бы лет вам ни было.
Вот ролик с фильмом, чтобы не искать. Откройте ролик, а потом нажмите на ссылку «Посмотреть на YouTube».
Возможно, вам будет интересно почитать другие культшпаргалки на тему музыки в кино:
👉 «Какое мне дел до всех до вас, а вам до меня»
👉«Пять заглавных мелодий из сериалов, которые действуют на нас, как колокольчик на собаку Павлова»
👉«Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку»
👉»Четыре главных шедевра советской музыки, написанных для театра и кино«
👉«Четыре классические мелодии, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика»