Кто не знает знаменитую «Барселону» Фредди Меркьюри, спетую им вместе с Монсеррат Кабалье на закате своей карьеры? Она прогремела на весь мир, особенно во время открытия Олимпийских игр в Испании 1992 года.

Рецепт «Барселоны»

После успеха «Барселоны» эта идея — соединить несоединимое — рок и академический вокал — моментально стала тиражироваться. Но история показывает, что эффект «Барселоны» повторить невозможно, потому что Фредди Меркьюри создал совершенно уникальный проект. Его неповторимость заключается в том, что:

  • вокальная техника Фредди была на одном уровне с академическом вокалом высокого класса, этим он и отличался от всех рок певцов. И поэтому в его дуэте с оперной дивой не было шокирующего контраста качества пения
  • сама песня была написана так, что сопрановые колоратуры Кабалье были абсолютны уместны: в музыке такой шквал эйфории, что фразы Фредди как бы естественным образом уносились в иные, «небесные» сферы оперного вокала. То есть налицо полное совпадение содержания и формы.

Что было дальше?

Кабалье

Как известно, годом позже премьеры песни был выпущен альбом совместных песен Меркьюри и Кабалье («Барселона»), но это уже было не так чудесно. Примерно с четвёртой песни приходится отгонять крамольную мысль, что лучше бы уж Фредди пел один)

После смерти Фредди Меркьюри Кабалье предприняла ещё одну попытку поучаствовать в рок проектах. Но вышло совсем неудачно. Смысл её участия в этой балладе швейцарской группы Gotthard — вообще загадка. Легендарной певице экстра класса постоять на подпевках у группы среднего уровня… зачем?

One night, one soul (Live in Locarno, 1997)

Четыре тенора

Дальше в оперно-рокерский марафон вступили другие оперные звёзды: Хосе Каррерас, спевший с Сарой Брайтман, и Луччано Паваротти, который с кем только не спел (с Брайаном Адамсом, с Джеймсом Брауном, с Джоном Бон Джови, с Брайаном Меем). Примерно то же можно сказать про Андреа Боччели. И Пласидо Доминго в этой компании, конечно.

Все эти дуэты производит впечатление смеси, которую невозможно взболтать. Тут всё зависит от того, на чьей территории находится каждый из участников: если они поют что-то популярное, то оперный вокал выглядит, прямо скажем, не совсем уместно, а если исполняется что-то из академического репертуара, то тут уже бедные рокеры выглядят просто жалко. Как здесь, например:

Паваротти и Брайан Адамс поют «О Sole Mio».

Нетребко и Киркоров

Ужасные формы этот симбиоз высокого и народного приобрёл на территории нашей, российской эстрады, где, как известно, попса обрела на редкость убогие формы.

После того, как шведское оперное меццо-сопрано Малена Эрнман провалила на Евровидении-2009 (в Москве) свой номер («La voix»), построенный на комбинации двух видов вокала — академического и эстрадного, эту песню взял на вооружение наш Филипп Бедросович Киркоров.

Он разделил два стиля и сделал из песни дуэт под названием «Голос» с Анной Нетребко: фирменный киркоровский музыкальный китч в стиле «вырви глаз» с дымом, водопадами, невероятными нарядами, хрустальными люстрами и задорным дисковым «тынц-тынц» . По этим показателям они, конечно, оставили далеко позади Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье)

Все знают, что Филипп — хороший друг Нетребко, и финансовый итог этого проекта наверняка был неплохой, но всё равно обидно, зачем оперной звезде высочайшего уровня марать свою репутацию такой откровенной попсой с нулевым художественным результатом к тому же?

Вот ещё один необъяснимый случай из недавнего прошлого.

На этот раз псевдо глубокомысленная австрийская попса: Андреас Габалье и та же Анна Нетребко, которая поёт так плохо и с таким напряжением, что её невозможно узнать. Тот же вопрос: зачем?!

И совсем непонятно, для чего на сцене сидит целый симфонический оркестр, и бедные девочки тянут на своих скрипках эти банальные сиротские мотивы? Для того ли они в консерваториях учились…

Грубый, но исчерпывающий по точности комментарий к этому ролику на ютубе (переводить не решаюсь): «Sentimentaler Scheiss der Extraklasse»

Гарифуллина и Тимати

Другой тяжёлый случай отечественного симбиоза оперы и попсы. На этот раз рэпа. Аида Гарифуллина и Тимати.

Аиду вообще сильно клонит в эту сторону: она и тот же «Голос» с Киркоровым пела, и с Димой Биланом на TV засветилась, и с Робби Уильямсом исполнила дуэт на открытии ЧМ по футболу в этом году.

В 2012 году она пыталась пробиться (неудачно) на Евровидение на пару с Тимати. Идея была та же, авторства Фредди Меркьюри: контраст брутального и небесного. Но в результате — позорная попса у Тимати и не то что плохой, а откровенно фальшивый академический вокал у Аиды (в неудобной для неё позиции).

Бывают исключения

Как ни странно, редкий положительный пример удачного воплощения идеи «Барселоны» можно найти тоже у нас. Это дуэт Лары Фабиан и Дмитрия Хворостовского на музыку Игоря Крутого, который сделал эту песню ( «Toi et Moi») точно по рецепту «Барселоны».

Музыка (пусть и эклектичная, но мелодичная) написана под тип голоса и образ Хворостовского плюс качественный вокал Лары Фабиан. Здесь всё совпало.

Но в целом вывод такой, что опере — оперово (если можно так сказать), а рокеру — рокерово. А попсе, соответственно, попсовое. Никакой особо ценной художественной пользы от таких союзов нет.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here