Вообще-то их не два, а гораздо больше: как минимум, шесть или семь, по числу опер, написанных на сюжет популярнейшей комедии Бомарше.
Она состоит из трёх отдельных пьес: «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность», Безумный день или Женитьба Фигаро» и «Преступная мать». Главный герой всех трёх — Фигаро.
История оперных Фигаро началась, кстати, в Петербурге. Здесь итальянский композитор (на службе у Екатерины II) Джованни Паизиелло написал первую оперу на сюжет Бомарше — «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность».
Когда-то она была сверх популярна, но сейчас ставится крайне редко. Бурный успех оперы Россини на тот же сюжет положил конец её сценической истории.
Так что теперь публика знает только двух оперных Фигаро.
1. Тот, который цирюльник (Россини)
Этот сообразительный и весёлый парикмахер — из оперы Россини «Севильский цирюльник».
Чтобы его новую оперу не путали с «Севильским цирюльником » Паизиелло, Россини назвал её «Альмавива или Тщетная предосторожность». И только когда Паизиелло умер, он поменял название на «Севильского цирюльника».
⭐Что нужно знать о Джоаккино Россини
Своей личной жизни у Фигаро, по-видимому, нет, но он не унывает и действует в интересах старого знакомого графа Альмавивы. А интересы графа заключаются в том, чтобы жениться на хорошенькой и богатой красавице Розине, которую держит под замком старый доктор Бартоло. Благодаря изобретательному и верному Фигаро всё у него получается.
В этой опере у Фигаро только одна ария. Но зато какая! Эта знаменитая Каватина в первом действии — просто фонтан энергии. Посмотреть и послушать можно здесь — 👉 🎧
2. Тот, который слуга (Моцарт)
Это тот же Фигаро, но в другой период своей жизни. Для своей оперы «Свадьба Фигаро» (она была написана на 30 лет раньше россиниевской) Моцарт воспользовался второй частью трилогии Бомарше.
Здесь уже продолжение вышеизложенной истории. Граф три года как женат на Розине, а Фигаро — его личный слуга. Теперь уже Фигаро собирается жениться (на служанке Сюзанне). А неблагодарный Граф хочет заполучить его невесту себе в любовницы, но ничего у него не получается.
Моцартовский Фигаро отличается от россиниевского как влюблённый жених от расторопного брачного агента. Он как-то человечнее, что ли.
Одна из трёх арий Фигаро в этой опере была необыкновенно популярна с самой премьеры.
Она обращена к Керубино — пажу графини, который отправляется на службу в армию. Поэтому в ней такой бодрый маршевый мотивчик. Фигаро явно рад тому, что этот мальчишка не будет больше крутиться возле его Сюзанны.
Кстати, русский перевод либретто этой оперы сделал Чайковский, который почитал Моцарта как Бога.
Спасибо, теперь полная ясность! La Verita!
Владимир, и вам спасибо!🌼