1.Тональность

Все, наверное, замечали, что после имени автора и названия произведения часто добавляют ещё нечто загадочное: Вальс Шопена до-диез минор. До-диез минор – это тональность вальса. Чтобы понять, что это такое – небольшой пример из нашей жизни.

Бывает, что кто-то затянет песню за столом, но у вас никак не получается подпеть, вам неудобно, диапазон вашего голоса другой – или выше или ниже. И вы говорите: “Давайте возьмём пониже!” Другими словами, вы просите сменить тональность – относительную высоту вашей песни. Уровень этой высоты определяют по основному тону – обычно это та нота, на которой вы заканчиваете песню. Он и определяет название тональности. В случае с вальсом Шопена “до-диез минор” означает, что в этом минорном вальсе основной тон – до-диез.

Высота основного тона плюс мажорная или минорная окраска дают в сумме неповторимый колорит каждой тональности. Вы сами можете почувствовать это: взяли в песне тон пониже, а она как-то не звучит, что-то в ней изменилось в худшую сторону.

В академической музыке у каждой тональности есть своя “репутация”. И композитор выбирает тональность, подходящую для конкретного образа. Например, никто не станет писать похоронный марш в ля миноре, потому что это тональность недостаточно мрачная. А вот до минор или си-бемоль минор будет в самый раз (в этой тональности написан Похоронный марш Шопена). Почему так – это вопрос тонких слуховых ощущений.

Но это ещё не всё. Некоторые композиторы различают тональности по цвету. Например, таким “цветным слухом” обладали Скрябин и Римский Корсаков.

В первой части симфонической сюиты “Шехерезада”, которая рисует море и плывущий по нему корабль Синбада-морехода, Римский-Корсаков использует две главные тональности: ми мажор и си мажор. А теперь посмотрите на его таблицу цветов (она справа в схеме). Вы увидите, что эти тональности имеют морские цвета: голубой и синий. В опере “Снегурочка” цветы у него поют в “розовом” ля мажоре, а Лель пасёт своё стадо на весенней травке в “зеленом” фа мажоре. Так что, тональности выбираются не просто так!

2. Опус

К названиям произведения часто приписаны какие-то непонятные обозначения. Например: Шопен. Вальс до-диез минор, ор.64, №2. Или: Вальс ми мажор, op. posth.

Эти обозначения читаются как “опус 64 №2” и “опус пост” соответственно.

Что такое опус?

Когда композитор продаёт издательству своё сочинение, издательство, публикуя его, присваивает ему порядковый номер (или это делает сам автор). То есть Вальс Шопена опус 27 означает, что это 27-е сочинение Шопена, которое он опубликовал.

Если композитор издаёт одновременно несколько сочинений, то всей группе присваивается один номер опуса и внутри него отдельные номера для каждого произведения. К примеру, Шопен принёс своему издателю три вальса сразу, и они все три обозначены опусом 64. Знаменитый Вальс до-диез минор ор.64 №2 – второй из трёх.

Латинское слово “опус” означает “произведение”, “дело”, “работа”. Это, кстати, ровно то же самое, что и итальянское слово “опера”. В России иногда говорят не опус, а сочинение.

Опус пост – оp. posth (opus posthumum) – переводится как “посмертное сочинение”. То есть это то, что никогда не издавались при жизни автора и издано впервые после его смерти.Такие сочинения называют посмертными.

Многие задаются вопросом: зачем на концертах объявляют эти опусы? “Шопен! Мазурка ля минор! Опус 7, номер 2!” Сказали бы просто – мазурка ля минор. Но у Шопена несколько ля-минорных мазурок, и концертный ритуал требует точности.

Вся эта история с опусами началась примерно во времена Бетховена (конец 18 – начало 19 веков).А до этого композиторы довольно редко издавали свои произведения , и даты на них ставили не всегда. После них остались несистематизированные нотные архивы, и было совершенно непонятно, когда что было написано.

Поэтому уже в 20 веке нашлись люди, которые изучили наследие этих композиторов, установили путём сложных расследований, что в каком году было написано, присвоили каждому сочинению порядковый номер и составили каталоги.

Поэтому у Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта можно увидеть не опусный номер, а разнообразные буквенные обозначения. Например: Моцарт, Реквием, КV 626. Этоозначает, что Реквием значится под таким номером в каталоге Людвига фон Кёхеля (Köchelverzeichnis) . Месса Баха имеет обозначение BWV 232. То есть в Каталоге работ Баха (по-немецки Bach-Werke-Verzeichnis — BWV) Месса идёт под номером 232. Этот каталог составил Вольфганг Шмидер. Произведения Вивальди идут под значками RV (Ryom-Verzeichnis – каталог Риома)потому что его автор – Петер Риом. И так далее.

В общем, теперь, когда вы всё знаете, на все эти значки можно не обращать внимания)

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here