Начало

Как и подавляющее большинство американских евреев, Джордж Гершвин имел российские корни. Его настоящее имя Яков. Родители Гершвина бежали в США в 90-е годы 19 века: отец был родом из Петербурга, мать – из Вильны.

Гершвин плохо учился в школе, и бросил её в 15 лет, зато его музыкальная одарённость была удивительной, он буквально был рождён для музыки. В 11 лет он впервые прикоснулся к клавишам пианино, а через четыре года уже работал иллюстратором в магазине при нотном издательстве: проигрывал для покупателей новые песни. Заодно и сам писал что-то подобное.

У него был природный мелодический дар и невероятно лёгкое перо: за день он мог сочинить три-четыре песни.

С музыки для бродвейских мюзиклов началась его карьера. Здесь он заработал первые свои деньги и достиг серьёзных вершин в этом деле: некоторые из его песен стали впоследствии джазовыми стандартами.

Например, вот эта – “I Got Rhythm” (в исполнении автора).

Но Гершвина тянуло к стандартам высокого стиля. Он упорно занимался с частными педагогами гармонией, полифонией и другими композиторскими науками.

Первым важным результатом его занятий стала знаменитая

Рапсодия in blue

Название Рапсодии переводится на русский по-разному: голубая рапсодия, в голубых тонах, в стиле блюз.

Это концерт для фортепиано с оркестром, в котором впервые академическая форма соединилась с джазом. Премьера концерта (1924 год) стала исторической – с Рапсодии началась американская классическая музыка.

В этой Рапсодии Гершвин разрушил стену между серьёзной и развлекательной музыкой. Поэтому популярность её была огромной. Как и влияние на других композиторов.

Рахманинов несколько позже тоже напишет Рапсодию для фортепиано с оркестром (на тему Паганини), а Стравинский по примеру Гершвина сочинит джазовый Эбони-концерт для кларнета с оркестром.

Правда, оркестровать Гершвин как следует к этому времени ещё не научилcя, и эту функцию выполнил другой человек – Ферде Грофе. Он сделал оркестровку для джазовой группы Пола Уайтмена, а позже для симфонического оркестра. Так что у Рапсодии фактически два автора.

Рапсодия in blue вскоре стала широко известна и в Европе. Фактически Гершвин этим сочинением открыл для Европы музыкальную Америку.

Самый богатый композитор в истории

Волна успеха Рапсодии в США подняла Гершвина на огромную высоту, в том числе и финансовую. Все его знаменитые собратья по композиторскому цеху (Равель, Стравинский, Шёнберг) не могли и мечтать о таких доходах и таком размахе популярности.

В паре с братом (Айра Гершвин отвечал затексты) Гершвин пишет музыку в огромных количествах и во всех жанрах.

Деньги текут к нему рекой. Начавшаяся Великая депрессия никак не повлияла на его доходы. Людям стали не по карману билеты на мюзиклы, но к этому времени музыка Гершвина выпускается в виде грамзаписей. Недорогие пластинки расходятся миллионными тиражами.

В возрасте тридцати лет он стал самым состоятельным композитором в истории музыки, побив рекорд самого Генделя.

Но его интересовали совсем другие цели. Гершвин мечтал написать настоящую американскую оперу. Оперу, а не мюзикл.

Порги и Бесс

Эта опера о жизни афроамериканцев была абсолютно чёрной. Она рассчитана на специфический негритянский вокал и, следовательно, на негритянских исполнителей, текст её включал обороты простонародной негритянской речи, музыка тоже была основана на жанрах чёрного фольклора.

Гершвин писал “Порги и Бесс” практически с натуры: он несколько месяцев жил в негритянской среде Фолли-Бич (Южная Каролина).

Чтобы понять, насколько это было революционно, надо напомнить, что в тридцатые годы в США расовая сегрегация и просто расизм цвели буйным цветом. Негров не пускали в публичные места, в том числе, и в театр.

Кстати, именно благодаря протестам чернокожих исполнителей партий в этой опере, двери Вашингтонсокй национальной оперы впервые открылись для цветной публики.

“Порги и Бесс” – это первая классическая американская опера. Она написана по всем правилам оперного жанра: в ней академический вокал, арии, речитативы, ансамбли, хоры. В первоначальном варианте она длилась четыре часа (три действия).

Правда, впоследствии её всячески упрощали, адаптировали, сокращали, опускали до уровня мюзикла и пели не в академической, а в джазовой манере. Гершвин умер спустя два года после премьеры и уже не смог контролировать этот процесс.

Музыка этой оперы разошлась в виде многочисленных обработок. Рекорд популярности побила знаменитая Колыбельная Клары – «Summertime».

Живопись

Первое, во что вложил деньги Гершвин, была недвижимость. Потом он стал покупать картины, скульптуры и предметы дизайна, собрав в итоге великолепную коллекцию современного искусства. В ней были картины Шагала, Пикассо, Кандинского и Модильяни. Это было не просто вложение денег, Гершвин страстно любил живопись.

Его любимым занятием (после музыки) было рисование. Кстати, живописью как хобби занимались также его братья и сестра.

Автопортрет
Автопортрет
Гершвин во время работы над портретом Арнольда Шёнберга
Гершвин во время работы над портретом Арнольда Шёнберга

Личное

Джордж Гершвин был завидным женихом: богат, хорош собой, молод. У него было много романов, но жениться он так и не собрался. На вопросы по этому поводу он обычно отшучивался: “Нет смысла жениться на одной, когда все женщины у твоих ног”.

Самые продолжительные отношения связывали его с Кей Свифт. Она занималась музыкой и даже написала успешный мюзикл, который шёл на Бродвее. Этот десятилетний роман, как и все стальные, закончился разрывом.

Конец

Гершвин умер от рака мозга в 38 лет.

Его болезнь была неверно диагностирована. Обмороки, обонятельные галлюцинации, провалы сознания, приступы ярости и странная неряшливость трактовались медиками как сложный случай в психиатрии. Несколько месяцев Гершвин наблюдался у психиатра, и только после того, как он впал в состояние комы, врачи заподозрили опухоль в мозгу.

Он умер на второй день после операции, не приходя в сознание.

Ещё на эту тему: “О чём “Саммертайм” Гершвина?

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here