1. Колоратура
Колоратура — это виртуозные вокальные пассажи-распевы в арии, род музыкальной акробатики. Обычно они исполняются ближе к концу арии и заканчиваются самой высокой нотой. Это такой пышный бант на вокальной партии, венчающий всю композицию.
Тут можно наслаждаться красотой вокальных узоров, можно удивляться, как вообще человеческий голос на такое способен, а можно, как в спорте, болеть за певицу — споёт она чисто этот пассаж, возьмёт ли верхнее «до» или сорвётся (и разобьётся)?
В прежние времена колоратуры представляли собой импровизации вокалиста, он пел то, что у него лучше получалось. Но потом композиторы стали выписывать их в нотах, а потом (к середине 19 века) колоратуры и вовсе вышли из моды как архитектурные излишества. Так что их можно услышать только в старом оперном репертуаре: Гендель, Вивальди, Моцарт, Доницетти, Россини.
Россини, кстати, отличался тем, что использовал колоратуры не только в конце, но на всём протяжении арии, распевая любой слог текста. Это очень сложно петь!
Вот коллекция сопрановых колоратур. Но они могут быть и в партиях теноров, баритонов и даже басов.
2. Бельканто
По итальянски «bel canto» — прекрасное пение, и этим, собственно, всё сказано. То есть это выработанная в 17 веке (в Италии, конечно) и доведённая до совершенства (к 19 веку) виртуозная вокальная техника.
Что значит прекрасно (bel) по канонам этого стиля?
- широкий диапазон голоса, одинаково красивый во всех регистрах
- умение легко и чисто петь самые сложные колоратуры (см. п. 1), так чтобы голос был подобен музыкальному инструменту — флейте или гобою
- умение на одном длинном дыхании вести мелодическую линию или долго держать одну ноту
- передавать исключительно голосом (а не мимикой и жестами) мельчайшие оттенки чувств персонажа
- прекрасным считался только высокий голос: сопрано или меццо-сопрано. На алтарь этой вокальной красоты приносились дети: чтобы избежать мутации и сохранить красивый высокий голос, талантливых мальчиков в Италии кастрировали. Это несмываемое пятно на репутации бельканто.
3. Каватина
В итальянских операх каватиной называли арию, с которой герой впервые появляется на сцене, как, например, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини (про его Каватину в этом посте Культшпаргалки).
Но бывает и совсем наоборот. Князь в опере Даргомыжского «Русалка» поёт свою Каватину как раз в конце оперы.
В общем, никто ещё внятно не объяснил, что такого специфического в каватине. Это просто ария.
Ещё на эту тему:
⭐Ария, ариетта, ариозо, каватина, каблетта … В чём разница?