1. Колоратура

Колоратура – это виртуозные вокальные пассажи-распевы в арии, род музыкальной акробатики. Обычно они исполняются ближе к концу арии и заканчиваются самой высокой нотой. Это такой пышный бант на вокальной партии, венчающий всю композицию.

Тут можно наслаждаться красотой вокальных узоров, можно удивляться, как вообще человеческий голос на такое способен, а можно, как в спорте, болеть за певицу – споёт она чисто этот пассаж, возьмёт ли верхнее “до” или сорвётся (и разобьётся)?

В прежние времена колоратуры представляли собой импровизации вокалиста, он пел то, что у него лучше получалось. Но потом композиторы стали выписывать их в нотах, а потом (к середине 19 века) колоратуры и вовсе вышли из моды как архитектурные излишества. Так что их можно услышать только в старом оперном репертуаре: Гендель, Вивальди, Моцарт, Доницетти, Россини.

Россини, кстати, отличался тем, что использовал колоратуры не только в конце, но на всём протяжении арии, распевая любой слог текста. Это очень сложно петь!

Вот коллекция сопрановых колоратур. Но они могут быть и в партиях теноров, баритонов и даже басов.

2. Бельканто

По итальянски “bel canto” – прекрасное пение, и этим, собственно, всё сказано. То есть это выработанная в 17 веке (в Италии, конечно) и доведённая до совершенства (к 18 веку) виртуозная вокальная техника.

Что значит прекрасно (bel) по канонам этого стиля?

  • широкий диапазон голоса, одинаково красивый во всех регистрах
  • умение легко и чисто петь самые сложные колоратуры (см. п. 1), так чтобы голос был подобен музыкальному инструменту – флейте или гобою
  • умение на одном длинном дыхании вести мелодическую линию или долго держать одну ноту
  • передавать исключительно голосом (а не мимикой и жестами) мельчайшие оттенки чувств персонажа
  • прекрасным считался только высокий голос: сопрано или меццо-сопрано. На алтарь этой вокальной красоты приносились дети: чтобы избежать мутации и сохранить красивый высокий голос, талантливых мальчиков в Италии кастрировали. Это несмываемое пятно на репутации бельканто.

3. Каватина

В итальянских операх каватиной называли арию, с которой герой впервые появляется на сцене, как, например, Фигаро в “Севильском цирюльнике” Россини (про его Каватину в этом посте Культшпаргалки).

Но бывает и совсем наоборот. Князь в опере Даргомыжского “Русалка” поёт свою Каватину как раз в конце оперы.

В общем, никто ещё внятно не объяснил, что такого специфического в каватине. Это просто ария.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here