опера 20 века
"Турандот" Пуччини в постановке Пражской оперы.

Это первая часть обзора. Ссылки на продолжение – в конце статьи.

Лет двести-триста назад опера была самым актуальным жанром, примерно как сейчас кино. Репертуар театров обновлялся практически полностью каждый сезон, публика ждала новинок и не желала слушать старое.

Но в последние сто лет ситуация развернулась на 180 градусов. В первых строках театральных афиш теперь значатся оперы с вековой историей. Публика доверяет только классикам и с подозрением смотрит на то, что написали за последние сто лет современные композиторы.

А они написали немало настоящих шедевров. Правда, чтобы их оценить, надо немного поменять критерии оценки. Опера стала другой, и это закономерно.

В этом списке оперы, которые дают представление об этом жанре в 20 веке. Какие музыкальные направления они представляют, о чём они, как устроены, и как в них поют.

(Это первая часть списка, вторая – по ссылке в конце статьи).

1. Рихард Штраус “Саломея” (1905)

Эта опера написана по драме Оскара Уайльда. Она отразила одно из самых мрачных направлений нового 20 века – экспрессионизм.

🔷Замените красивое уродливым, чувство – истерикой, веру – пустотой, утро – ночным мраком, любовь – одержимостью, радость – страхом, и вы получите примерное представление об австро-немецком экспрессионизме в искусстве.

Хармен Мёрс. Саломея.
Хармен Мёрс. Саломея.

Саломея – падчерица царя Ирода Антипы, юное истеричное создание с абсолютно чёрной душой, вся в свою мать Иродиаду. Она одержима страстью к пленённому Иоканаану (Иоанну Крестителю), но не может преодолеть его праведное отвращение к греху.

Сластолюбивый Ирод очарован красотой Саломеи и отдаёт ей голову Иоканаана в награду за художественно исполненный стриптиз. После этого он велит раздавить Саломею, как гадюку, щитами.

Это ещё далеко не вся коллекция ужасного в этой опере, самые шокирующие детали сюжета лучше оставим за кадром.

Партия Саломеи – одна из сложнейших в оперной литературе. Исполнить её – всё равно что покорить Джомолунгму – не факт, что вернешься живым. Огромный накал тёмных эмоций плюс новая экспрессивная вокальная техника, свободно комбинирующая шёпот, пение и крик.

Вдобавок здесь нужны незаурядные внешние данные (Саломея юна и необыкновенно красива) и солидная хореографическая одарённость. Саломея должна исполнить на сцене сложный пластический этюд – знаменитый “Танец семи покрывал”, которые она сбрасывает одно за другим.

Этим знаменитым танцем Штраус сбросил последний покров стыдливости с жанра оперы. Посеянное им зерно дало всходы во второй половине 20 века. С этих пор натуралистичный показ похоти и обнажённого тела стали нормой на оперной сцене.

Рихард Штраус не зря имеет репутацию волшебника инструментовки: оркестр создаёт в опере такую атмосферу, что потом долго придётся восстанавливать первоначальную картину мира в сознании.

В этом фильме-опере (режиссёр Гетц Фридрих) с участием прекрасной канадской певицы Терезы Стратас “Танец покрывал” начинается с отметки 59:24.

2. Рихард Штраус “Кавалер розы” (1910)

“Кавалер розы” Штрауса отличается от его же “Саломеи” как день и ночь. Эта опера – лёгкая костюмная комедия, с лукавым намёком на стиль Моцарта. Её очень любят во всём мире и особенно в Австрии, поскольку вся её музыка пронизана ритмами роскошного венского вальса.

Барон Окс – главный комический персонаж, бас. Его сцена из второго действия – одна из известных оперных алкогольных арий (drinking song).

Здесь он немного ранен в стычке с юным соперником, и запивает душевное потрясение и своё неудавшееся сватовство вином. Постепенно настроение его улучшается. А после того, как служанка приносит ему письмо с приглашением на свидание от некоей таинственной особы, его фантазии воспаряют в ритме венского вальса. О том, что это письмо – розыгрыш, он узнает позже.

Сцена барона Окса в исполнении знаменитого немецкого баса Курта Молля.

3. Джакомо Пуччини. “Мадам Баттерфляй”(1904)

Только одному композитору 20 века удалось составить конкуренцию Моцарту, Верди и Бизе в сердцах любителей оперы всего мира – Пуччини. Его оперы держатся в первой пятёрке самых репертуарных и в 21 веке.

После 1900 года он написал несколько опер, две из которых публика полюбила сразу и навсегда: “Мадам Баттерфляй” и “Турандот”.

Премьера “Мадам Баттерфляй” в “Ла Скала”прошла совершенно провально, отношение публики к этой опере композитор сравнил с линчеванием. Пуччини был сражён, но при этом ни на минуту не сомневался, что создал шедевр, который ждёт огромный успех. Так и получилось.

Эта опера написана в стиле веризма.

🔷Если в двух словах, веризм (от итальянского “vero” – правдивый) – это романтизм без пафоса. Вместо валькирий, герцогов, исторических костюмов и декораций, мрачных тайн и эффектных кабалетт – современные истории из жизни разных людей, рассказанные без особых спецэффектов. Но страсти те же, если не ещё сильнее.

“Мадам Баттерфляй” (“мотылёк”) – так называют пятнадцатилетнюю гейшу, которая становится временной (командировочной) женой для американского лейтенанта Пинкертона.

Но в её наивной душе любовь, верность и долг – не просто слова. Поэтому в финале оперы она берёт в руки самурайский меч своего отца.

Известная ария Чио-Чио-сан (это её настоящее имя) из второго действия – самый популярный хит этой оперы.

Все знают правду – Пинкертон уехал на родину и уже не вернётся к Чио-Чио-сан. Только она одна ждёт и верит.

“Однажды я увижу на горизонте корабль, он войдёт в порт, но я не побегу его встречать. Я буду ждать ЕГО здесь. И даже когда он закричит мне издалека – “Баттерфляй!”, я не откликнусь. Просто потому, что я умру на месте от радости, если так вот сразу увижу его. Он придёт, позвонит в дверь и в нетерпении станет звать меня: “Моя малышка, цветочек мой!” Да, так всё и будет!”

Китайское сопрано Хуан Инг.

Там есть ещё прекрасный ночной хор 👇

Немного музыки для счастья

4. Джакомо Пуччини. “Турандот” (1924)

“Турандот” – последняя опера Пуччини, он не успел её закончить. Она резко отличается от его прежних сочинений, которые, в основном, следовали оперной инерции 19 века.

Да, здесь тоже есть любовные страдания, эффектный вокал и красивая музыка – услада для слуха. Но всё это облечено в форму притчи, эффектного театра в театре с чертами комедии масок – очень модная тема начала 20 века.

Правда, и здесь есть подарок от старой оперы – теноровый хит: ария Калафа “Nessun dorma” (“никто не спит”).

Смертельно влюблённый в жестокую, но ослепительно прекрасную китайскую принцессу Турандот, Калаф поёт при свете звёзд свою песнь любви, которая сильнее, чем страх смерти.

Лучано Паваротти с огромным успехом спел её перед финалом Чемпионата мира по футболу в 1990 году. Красоту этой мелодии оценили миллионы людей, никогда не слышавших оперу. Три последующих чемпионата были открыты этой арией, а Паваротти в массовом сознании стал эталоном “Nessun dorma” .

Под свою собственную запись этой арии он был похоронен спустя семнадцать лет.

Продолжение читайте 👉 здесь и 👉здесь.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here