Это первая часть обзора. Ссылки на продолжение — в конце статьи.
Лет двести-триста назад опера была самым актуальным жанром, примерно как сейчас кино. Репертуар театров обновлялся практически полностью каждый сезон, публика ждала новинок и не желала слушать старое.
Но в последние сто лет ситуация развернулась на 180 градусов. В первых строках театральных афиш теперь значатся оперы с вековой историей. Публика доверяет только классикам и с подозрением смотрит на то, что написали за последние сто лет современные композиторы.
А они написали немало настоящих шедевров. Правда, чтобы их оценить, надо немного поменять критерии оценки. Опера стала другой, и это закономерно.
В этом списке оперы, которые дают представление об этом жанре в 20 веке. Какие музыкальные направления они представляют, о чём они, как устроены, и как в них поют.
(Это первая часть списка, вторая — по ссылке в конце статьи).
1. Рихард Штраус «Саломея» (1905)
Эта опера написана по драме Оскара Уайльда. Она отразила одно из самых мрачных направлений нового 20 века — экспрессионизм.
🔷Замените красивое уродливым, чувство — истерикой, веру — пустотой, утро — ночным мраком, любовь — одержимостью, радость — страхом, и вы получите примерное представление об австро-немецком экспрессионизме в искусстве.
Саломея — падчерица царя Ирода Антипы, юное истеричное создание с абсолютно чёрной душой, вся в свою мать Иродиаду. Она одержима страстью к пленённому Иоканаану (Иоанну Крестителю), но не может преодолеть его праведное отвращение к греху.
Сластолюбивый Ирод очарован красотой Саломеи и отдаёт ей голову Иоканаана в награду за художественно исполненный стриптиз. После этого он велит раздавить Саломею, как гадюку, щитами.
Это ещё далеко не вся коллекция ужасного в этой опере, самые шокирующие детали сюжета лучше оставим за кадром.
Партия Саломеи — одна из сложнейших в оперной литературе. Исполнить её — всё равно что покорить Джомолунгму — не факт, что вернешься живым. Огромный накал тёмных эмоций плюс новая экспрессивная вокальная техника, свободно комбинирующая шёпот, пение и крик.
Вдобавок здесь нужны незаурядные внешние данные (Саломея юна и необыкновенно красива) и солидная хореографическая одарённость. Саломея должна исполнить на сцене сложный пластический этюд — знаменитый «Танец семи покрывал», которые она сбрасывает одно за другим.
Этим знаменитым танцем Штраус сбросил последний покров стыдливости с жанра оперы. Посеянное им зерно дало всходы во второй половине 20 века. С этих пор натуралистичный показ похоти и обнажённого тела стали нормой на оперной сцене.
Рихард Штраус не зря имеет репутацию волшебника инструментовки: оркестр создаёт в опере такую атмосферу, что потом долго придётся восстанавливать первоначальную картину мира в сознании.
В этом фильме-опере (режиссёр Гетц Фридрих) с участием прекрасной канадской певицы Терезы Стратас «Танец покрывал» начинается с отметки 59:24.
2. Рихард Штраус «Кавалер розы» (1910)
«Кавалер розы» Штрауса отличается от его же «Саломеи» как день и ночь. Эта опера — лёгкая костюмная комедия, с лукавым намёком на стиль Моцарта. Её очень любят во всём мире и особенно в Австрии, поскольку вся её музыка пронизана ритмами роскошного венского вальса.
Барон Окс — главный комический персонаж, бас. Его сцена из второго действия — одна из известных оперных алкогольных арий (drinking song).
Здесь он немного ранен в стычке с юным соперником, и запивает душевное потрясение и своё неудавшееся сватовство вином. Постепенно настроение его улучшается. А после того, как служанка приносит ему письмо с приглашением на свидание от некоей таинственной особы, его фантазии воспаряют в ритме венского вальса. О том, что это письмо — розыгрыш, он узнает позже.
Сцена барона Окса в исполнении знаменитого немецкого баса Курта Молля.
3. Джакомо Пуччини. «Мадам Баттерфляй»(1904)
Только одному композитору 20 века удалось составить конкуренцию Моцарту, Верди и Бизе в сердцах любителей оперы всего мира — Пуччини. Его оперы держатся в первой пятёрке самых репертуарных и в 21 веке.
После 1900 года он написал несколько опер, две из которых публика полюбила сразу и навсегда: «Мадам Баттерфляй» и «Турандот».
Премьера «Мадам Баттерфляй» в «Ла Скала»прошла совершенно провально, отношение публики к этой опере композитор сравнил с линчеванием. Пуччини был сражён, но при этом ни на минуту не сомневался, что создал шедевр, который ждёт огромный успех. Так и получилось.
Эта опера написана в стиле веризма.
🔷Если в двух словах, веризм (от итальянского «vero» — правдивый) — это романтизм без пафоса. Вместо валькирий, герцогов, исторических костюмов и декораций, мрачных тайн и эффектных кабалетт — современные истории из жизни разных людей, рассказанные без особых спецэффектов. Но страсти те же, если не ещё сильнее.
«Мадам Баттерфляй» («мотылёк») — так называют пятнадцатилетнюю гейшу, которая становится временной (командировочной) женой для американского лейтенанта Пинкертона.
Но в её наивной душе любовь, верность и долг — не просто слова. Поэтому в финале оперы она берёт в руки самурайский меч своего отца.
Известная ария Чио-Чио-сан (это её настоящее имя) из второго действия — самый популярный хит этой оперы.
Все знают правду — Пинкертон уехал на родину и уже не вернётся к Чио-Чио-сан. Только она одна ждёт и верит.
«Однажды я увижу на горизонте корабль, он войдёт в порт, но я не побегу его встречать. Я буду ждать ЕГО здесь. И даже когда он закричит мне издалека — «Баттерфляй!», я не откликнусь. Просто потому, что я умру на месте от радости, если так вот сразу увижу его. Он придёт, позвонит в дверь и в нетерпении станет звать меня: «Моя малышка, цветочек мой!» Да, так всё и будет!»
Китайское сопрано Хуан Инг.
Там есть ещё прекрасный ночной хор 👇
4. Джакомо Пуччини. «Турандот» (1924)
«Турандот» — последняя опера Пуччини, он не успел её закончить. Она резко отличается от его прежних сочинений, которые, в основном, следовали оперной инерции 19 века.
Да, здесь тоже есть любовные страдания, эффектный вокал и красивая музыка — услада для слуха. Но всё это облечено в форму притчи, эффектного театра в театре с чертами комедии масок — очень модная тема начала 20 века.
Правда, и здесь есть подарок от старой оперы — теноровый хит: ария Калафа «Nessun dorma» («никто не спит»).
Смертельно влюблённый в жестокую, но ослепительно прекрасную китайскую принцессу Турандот, Калаф поёт при свете звёзд свою песнь любви, которая сильнее, чем страх смерти.
Лучано Паваротти с огромным успехом спел её перед финалом Чемпионата мира по футболу в 1990 году. Красоту этой мелодии оценили миллионы людей, никогда не слышавших оперу. Три последующих чемпионата были открыты этой арией, а Паваротти в массовом сознании стал эталоном «Nessun dorma» .
Под свою собственную запись этой арии он был похоронен спустя семнадцать лет.
Продолжение читайте 👉 здесь и 👉здесь.