Даже у неплохих режиссёров бывают серьёзные провалы, и «Ветка сирени», снятая Павлом Лунгиным в 2007 году — именно такой случай.
Лунгин и сам признавал, что фильм не получился, и даже выражал желание снять своё имя из титров. Причины неудачи он трактовал так: во всём виноват автор сценария, он же продюсер, он же спонсор (некий таинственный делец под псевдонимом Майкл Дунаев, глава продюсерской компании), который взял и смонтировал ленту по своему усмотрению, не спросив режиссёра, и потом бесследно исчез, не выполнив обещания по контракту.
Фильм был снят по-быстрому, за 32 дня, причём съёмки начались ещё до того, как был найден актёр на роль Рахманинова.
Актёры
Евгений Цыганов — Рахманинов
Успел ли Цыганов в таких авральных обстоятельствах хоть Википедию открыть, чтобы почитать о великом русском композиторе? Или сходу стал учить текст? Такие вопросы приходят на ум по ходу фильма.
Да, он старательно делает рахманиновское угрюмое выражение лица (значит, фотографии композитора точно посмотрел) и старается сутулиться так же, как делал это высоченный и худой Рахманинов. Хотя при среднем росте Цыганова (около 170-ти) эти потуги выглядят несколько странно.
Общее впечатление от его игры складывается такое, что ему очень совестно за тот убогий текст, который он вынужден произносить (кстати, его озвучил другой актёр), и за халтуру, в которую его вовлекли, но гонорар-то отрабатывать надо. Поэтому ничего хорошего и не выходит.
Кстати, о тексте. Он на редкость плох ещё и потому, что изначально написан на английском, а потом переведён. Первоначально Майкл Дунаев предполагал выпустить свой фильм на Западе. Но с этим ничего не вышло, и ему пришлось искать режиссёра в России.
Виктория Толстоганова — жена Рахманинова Наталья
Это единственная тщательно сделанная роль в фильме. Наверное, Толстоганова просто не умеет играть плохо. Правда, автор сценария явно переборщил с доказательствами того, насколько Наталья Рахманинова была любящей, заботливой и самоотверженной женой.
Весь фильм с криком «Серёжа!» она непрерывно бросается на всяческие житейские амбразуры и настырно лезет мужу в душу, так что в итоге её человеческие плюсы переходят в минусы, и хочется уже пожелать Цыганову-Рахманинову сбежать-таки от этой душной заботы к какой-нибудь легкомысленной американской певичке, что ли! Может, тогда он обрёл бы творческое вдохновение, которое напрасно ищет весь фильм.
Вечная молодость
Сценарий фильма построен на постоянных перемещениях из прошлого в настоящее и обратно. То мы в 1895, то в 1928. Главному герою и его жене то 22, то 55.
Но они чудесным образом всё те же. Толстоганова в 20 выглядит так же, как в 50.
Евгению Цыганову, правда, чуть подкрашивают сединой волосы, но это ровно ничего в его облике не меняет.
Тут Рахманинову по роли за 50:
А вот тут ему 24. Попробуйте почувствовать разницу.
Судя по всему, с гримом заморачиваться у команды просто не было времени.
Поскольку герои весь фильм выглядят одинаково молодо, зрителю приходится ориентироваться во времени действия по косвенным признакам: так, берёзы — значит, это они в России ещё до революции. Пальмы и океан — ага, значит, это они уже в Америке в 20-е годы.
Фантазии и реальность
Биографические фильмы о композиторах (как и вообще жанр байопика) — крайне сложная вещь. Потому что нам ведь, кроме всего прочего, ещё хочется узнать, а так ли всё было на самом деле, раз уж главного героя зовут не Гарри Поттер, а Сергей Васильевич Рахманинов, к примеру. Поэтому, если окажется, что авторы совсем уж беззастенчиво переврали все факты, это будет безусловный минус фильму.
Правда, режиссёрский цех давно уже выписал себе индульгенцию на эту тему: мол, художественный фильм потому и художественный, что допускает любую степень вымысла, а кто слишком дотошный, тот пусть идёт смотреть документальное кино или в библиотеку — мемуары читать.
Вот и Павел Лунгин определил жанр своей «Ветки сирени» как фильм-фантазия. Что в честном переводе означает: тему как следует не знаю, поэтому фантазирую.
Вот краткий перечень этих фантазий:
- Рахманинов отказывается играть в присутствии советского посла (такого не было никогда и быть не могло)
- его Первая симфония проваливается из-за того, что Глазунов случайно смахнул с пюпитра страницу партитуры и перестал дирижировать, а оркестранты не знали, что им играть (чушь, придуманная человеком, совершенно далёким от музыки)
- молодая чета Рахманиновых уезжала из революционной России с грудным ребёнком на руках (на самом деле Сергею Васильевичу было 44 года, его жене — 40, а их дочерям — 14 и 10 лет)
- писательница Мариэтта Шагинян (в фильме — фанатка композитора) соблазнила Рахманинова, а позже служила в ЧК и ходила в папахе и кожаных штанах (ничего подобного в её жизни не было)
- и т.д. и т.п. . Перепутаны Москва с Питером, Калифорния со Швейцарией, живые люди с покойниками.
Зритель, посмотревший фильм, так и остаётся с этими режиссёрскими фантазиями в голове. Рахманинов запечатлится в его сознании таким уныло-депрессивным эгоистом, который носился со своим творчеством, как с писанной торбой, на горе его милой жене.
Фильм о композиторе Рахманинове. Музыка Дэна Джонса
Кстати, при этом остаётся совершенно неясным, на каком основании Рахманинов имел репутацию лучшего пианиста в мире, и чем так уж прекрасна его музыка. Потому что в фильме она звучит довольно фрагментарно.
Трудно сказать, какими соображениями руководствовались создатели фильма, но саундтрек к фильму о Рахманинове они пригласили писать британского композитора Дэна Джонса. Видимо, авторы фильма не нашли у Рахманинова достаточно хорошей лирической музыки, чтобы озвучить весь фильм.
И это тем более странно, что музыка Рахманинова в фильме ничего бы не стоила его авторам, поскольку авторские права наследников Рахманинова истекли несколько лет тому назад, и его музыка перешла в общественное достояние. А вот Дэну Джонсону пришлось платить немалый, надо думать, гонорар.
Самое обидное, что «Ветка сирени» Лунгина — ПЕРВЫЙ и пока ЕДИНСТВЕННЫЙ художественный фильм, снятый о великом русском композиторе и гениальном пианисте.
Ещё на эту тему: Что нужно знать о Сергее Рахманинове?