lungin

Даже у неплохих режиссёров бывают серьёзные провалы, и «Ветка сирени», снятая Павлом Лунгиным в 2007 году — именно такой случай.

Лунгин и сам признавал, что фильм не получился, и даже выражал желание снять своё имя из титров. Причины неудачи он трактовал так: во всём виноват автор сценария, он же продюсер, он же спонсор (некий таинственный делец под псевдонимом Майкл Дунаев, глава продюсерской компании), который взял и смонтировал ленту по своему усмотрению, не спросив режиссёра, и потом бесследно исчез, не выполнив обещания по контракту.

Фильм был снят по-быстрому, за 32 дня, причём съёмки начались ещё до того, как был найден актёр на роль Рахманинова.

Актёры

Евгений Цыганов — Рахманинов

Успел ли Цыганов в таких авральных обстоятельствах хоть Википедию открыть, чтобы почитать о великом русском композиторе? Или сходу стал учить текст? Такие вопросы приходят на ум по ходу фильма.

Да, он старательно делает рахманиновское угрюмое выражение лица (значит, фотографии композитора точно посмотрел) и старается сутулиться так же, как делал это высоченный и худой Рахманинов. Хотя при среднем росте Цыганова (около 170-ти) эти потуги выглядят несколько странно.

Общее впечатление от его игры складывается такое, что ему очень совестно за тот убогий текст, который он вынужден произносить (кстати, его озвучил другой актёр), и за халтуру, в которую его вовлекли, но гонорар-то отрабатывать надо. Поэтому ничего хорошего и не выходит.

Кстати, о тексте. Он на редкость плох ещё и потому, что изначально написан на английском, а потом переведён. Первоначально Майкл Дунаев предполагал выпустить свой фильм на Западе. Но с этим ничего не вышло, и ему пришлось искать режиссёра в России.

Виктория Толстоганова — жена Рахманинова Наталья

Это единственная тщательно сделанная роль в фильме. Наверное, Толстоганова просто не умеет играть плохо. Правда, автор сценария явно переборщил с доказательствами того, насколько Наталья Рахманинова была любящей, заботливой и самоотверженной женой.

Весь фильм с криком «Серёжа!» она непрерывно бросается на всяческие житейские амбразуры и настырно лезет мужу в душу, так что в итоге её человеческие плюсы переходят в минусы, и хочется уже пожелать Цыганову-Рахманинову сбежать-таки от этой душной заботы к какой-нибудь легкомысленной американской певичке, что ли! Может, тогда он обрёл бы творческое вдохновение, которое напрасно ищет весь фильм.

Вечная молодость

Сценарий фильма построен на постоянных перемещениях из прошлого в настоящее и обратно. То мы в 1895, то в 1928. Главному герою и его жене то 22, то 55.

Но они чудесным образом всё те же. Толстоганова в 20 выглядит так же, как в 50.

На первом кадре Наталье 20, на втором она спустя примерно 30 лет.
На первом кадре Наталье 20, на втором она спустя примерно 30 лет.

Евгению Цыганову, правда, чуть подкрашивают сединой волосы, но это ровно ничего в его облике не меняет.

Тут Рахманинову по роли за 50:

А вот тут ему 24. Попробуйте почувствовать разницу.

А этот неприятный господин средних лет справа - композитор Глазунов, которому на данный исторический момент (премьера Первой симфонии Рахманинова) было, между прочим, всего 32 года. Но авторы фильма, видимо, об этом не знали.
А этот неприятный господин средних лет справа — композитор Глазунов, которому на данный исторический момент (премьера Первой симфонии Рахманинова) было, между прочим, всего 32 года. Но авторы фильма, видимо, об этом не знали.

Судя по всему, с гримом заморачиваться у команды просто не было времени.

Поскольку герои весь фильм выглядят одинаково молодо, зрителю приходится ориентироваться во времени действия по косвенным признакам: так, берёзы — значит, это они в России ещё до революции. Пальмы и океан — ага, значит, это они уже в Америке в 20-е годы.

Фантазии и реальность

Биографические фильмы о композиторах (как и вообще жанр байопика) — крайне сложная вещь. Потому что нам ведь, кроме всего прочего, ещё хочется узнать, а так ли всё было на самом деле, раз уж главного героя зовут не Гарри Поттер, а Сергей Васильевич Рахманинов, к примеру. Поэтому, если окажется, что авторы совсем уж беззастенчиво переврали все факты, это будет безусловный минус фильму.

Правда, режиссёрский цех давно уже выписал себе индульгенцию на эту тему: мол, художественный фильм потому и художественный, что допускает любую степень вымысла, а кто слишком дотошный, тот пусть идёт смотреть документальное кино или в библиотеку — мемуары читать.

Вот и Павел Лунгин определил жанр своей «Ветки сирени» как фильм-фантазия. Что в честном переводе означает: тему как следует не знаю, поэтому фантазирую.

Вот краткий перечень этих фантазий:

  • Рахманинов отказывается играть в присутствии советского посла (такого не было никогда и быть не могло)
  • его Первая симфония проваливается из-за того, что Глазунов случайно смахнул с пюпитра страницу партитуры и перестал дирижировать, а оркестранты не знали, что им играть (чушь, придуманная человеком, совершенно далёким от музыки)
  • молодая чета Рахманиновых уезжала из революционной России с грудным ребёнком на руках (на самом деле Сергею Васильевичу было 44 года, его жене — 40, а их дочерям — 14 и 10 лет)
  • писательница Мариэтта Шагинян (в фильме — фанатка композитора) соблазнила Рахманинова, а позже служила в ЧК и ходила в папахе и кожаных штанах (ничего подобного в её жизни не было)
  • и т.д. и т.п. . Перепутаны Москва с Питером, Калифорния со Швейцарией, живые люди с покойниками.

Зритель, посмотревший фильм, так и остаётся с этими режиссёрскими фантазиями в голове. Рахманинов запечатлится в его сознании таким уныло-депрессивным эгоистом, который носился со своим творчеством, как с писанной торбой, на горе его милой жене.

Фильм о композиторе Рахманинове. Музыка Дэна Джонса

Кстати, при этом остаётся совершенно неясным, на каком основании Рахманинов имел репутацию лучшего пианиста в мире, и чем так уж прекрасна его музыка. Потому что в фильме она звучит довольно фрагментарно.

Трудно сказать, какими соображениями руководствовались создатели фильма, но саундтрек к фильму о Рахманинове они пригласили писать британского композитора Дэна Джонса. Видимо, авторы фильма не нашли у Рахманинова достаточно хорошей лирической музыки, чтобы озвучить весь фильм.

И это тем более странно, что музыка Рахманинова в фильме ничего бы не стоила его авторам, поскольку авторские права наследников Рахманинова истекли несколько лет тому назад, и его музыка перешла в общественное достояние. А вот Дэну Джонсону пришлось платить немалый, надо думать, гонорар.

Самое обидное, что «Ветка сирени» Лунгина — ПЕРВЫЙ и пока ЕДИНСТВЕННЫЙ художественный фильм, снятый о великом русском композиторе и гениальном пианисте.

Ещё на эту тему: Что нужно знать о Сергее Рахманинове?

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here