Принято считать, что если рок певцы каким-то образом используют классику в своем творчестве, это резко поднимает их ставки. Но это не так. Идеально эти жанры редко стыкуются. С точки зрения академического музыканта такой микс выглядит примитивно, а с позиции рокера — претенциозно. Исключения крайне редки.
Фредди Меркьюри тянуло к классике скорее потому, что ему было тесно в любом формате. А классика, по крайней мере — это всегда в противоположной стороне от примитива.
Фредди в балете
Фанатам Фредди Меркьюри наверняка знаком эпизод в его биографии, когда он на огромной волне популярности «Богемской рапсодии» был приглашён участвовать в благотворительном гала-концерте лондонского Королевского балета (в 1979 году).
Директор и звезда труппы танцовщик Уэйн Иглинг поставил небольшой номер специально для него (они были знакомы) на музыку «Богемской рапсодии» и песни «Crazy Little Thing Called Love.»
Поскольку Фредди любил приключения и балет, а также верил в свою хореографическую одарённость, он не отказался, и целую неделю провел на репетициях, пытаясь обрести балетные стандарты.
Хотя в итоге это вылилось в то, что на концерте вся труппа с любовью носила его на руках)
Эта история имела продолжение.
Спустя пять лет уже Фредди пригласил того же Иглинга поставить танцы в его клипе на песню «I Want to Break Free» (это там, где Фредди в юбке и с пылесосом).
И здесь, возможно, многие не в курсе, что это не просто хореографическая импровизация. Иглинг придумал изобразить Фредди в виде Фавна из знаменитого балета русского танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского на музыку Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна»). Костюм на нём сделан по эскизам русского художника Льва Бакста.
Почему фавн? Потому что этот бог леса — воплощение свободы от всего, кроме своих желаний. Как раз в тему содержания песни: «О, как же я хочу быть свободным!»
Сравните: Николай Цискаридзе в роли Фавна. В руке у него свирель.
А это фото из клипа с Фредди Меркьюри. Он смотрится гораздо изящнее)
Можно считать, что Фредди приобщился к традиции русского балета) Правда, коллеги из рокерского цеха получили повод подтрунивать над ним, что и делали неоднократно.
Опера
Опера тоже была в сфере его интересов. С его природной музыкальной одарённостью он не мог не оценить красоту оперного пения.
Он ходил иногда в театр на оперных звёзд, покупал пластинки и слушал записи дома. Самая популярная оперная классика была ему знакома. К тому же как певца его интересовала академическая вокальная техника.
Один раз он даже спел кусочек из арии, причём самый трудный, на высоких нотах. Речь о песне
«It’s a Hard Life»
Она начинается цитатой из известной арии Канио — персонажа оперы Леонкавалло «Паяцы».
Канио — актёр, он только что узнал, что его жена изменила ему, но вот-вот начнётся представление, и он должен выйти на сцену и играть комедию. «Смейся, паяц, над разбитой любовью!» — горько говорит он сам себе.
В тексте «It’s a Hard Life» тоже речь идёт примерно о том же. «Мне не нужна свобода: нет смысла жить с разбитым сердцем».
Клип к этой песне был снят в гротескном стиле костюмной оперы.
Эта ария — один из главных оперных хитов. Вдобавок она получила широкую известность после выхода американской культовой комедии «Ночь в опере», где её с успехом исполняет главный герой.
Альбом Queen, в котором звучит Богемская рапсодия, не случайно носит то же название.
Последним опытом синтеза оперного стиля с рок музыкой в жизни Фредди Меркьюри стала знаменитая
«Барселона»
Идея сделать дуэт с Монсеррат Кабалье вылилась не только в песню с этим названием «Барселону», но в целый альбом. Но хотя Монсеррат Кабалье поёт там чисто оперные колоратуры, результат получился ближе к мюзиклу, чем к опере. Известно, что и Кабалье, и Меркьюри нравился «Призрак оперы» Уэббера, появившийся за несколько лет до «Барселоны».
(О том, какие культурные последствия имел этот дуэт, уже было здесь.)
По воспоминаниям Кабалье идея спеть вместе принадлежала ей. Альбом записывался целый год, и в итоге этим проектом больше увлеклась сама Кабалье, чем Фредди. Точнее, она была увлечена не столько проектом, сколько общением с Фредди, что вовсе не удивительно)
О «Богемской рапсодии», которая тоже навеяна впечатлениями от оперы и мюзикла — как-нибудь в другой раз, отдельно.