Ты не Карузо, ты крунер
Американских крунеров создал микрофон. Он открыл дорогу к широкой публике тем, кто не мог претендовать на высокие вокальные стандарты: певцам-самоучкам с небольшими голосами и «домашней» манерой пения.
Микрофон задал новое направление в эстраде: ты не Карузо, отбрось позу, расслабься и пой душой, как чувствуешь!
Так возник крунерский стиль.
Слово «крунер» («crooner») — вышло из афроамериканского жаргона и означает вокалиста, который не то, чтобы поёт, а просто «напевает».
Поначалу он вызвал в США волну негодования в духе — «голоса нет, а туда же!» Их называли шарлатанами и «шептунами».
Вокальный мир резко разделился на настоящих певцов и этих неучей — «крунеров», которых без микрофона за метр не слышно .
Но тут на крунеров обрушилась волна любви со стороны публики. Особенно женской.
За что женщины любят крунеров?
Траидиционный певец (оперный тенор к примеру) — это «только я и мой голос». Крунер — это «только я и ты, крошка».
У крунеров простой лирический репертуар, свинговая манера и естественный разговорный тембр. Интимно, искренне, душевно, без всякой дистанции, тихо — только тебе — тебе одной! — на ушко.
Образ крунера — это не трепетный и страстный тенор, а немногословный, зрелый и немного уставший от жизни человек. Всё это плохо совместимо с высоким тембром. В моду входит шарм низкого голоса.
Баритоны-крунеры потеснили сладкоголосых эстрадных теноров с их танго и фокстротами из женских сердец. И это была вокальная революция.
Искусство вокального обольщения на трёх примерах
Напрасно их упрекали в том, что они убили все идеалы настоящего вокала. Но они просто создали свои.
Вот три знаменитых американских крунера, которые это доказывают.
1. Фрэнк Синатра
Фрэнк Синатра не любил, когда его называли крунером, но кто же он тогда?
Более того, он стал эталоном крунерского жанра, хотя, конечно, не он его основатель. Один из отцов крунерства был, к примеру, Бинг Кросли, кумир Синатры (посмотреть и послушать👉🏻🎧 ).
Синатра — хрестоматийный крунер не только по манере пения.
Хулиган с детства, никакого образования, петь научился сам, нот никогда не знал, репертуар разучивал по слуху, имел проблемы с полицией и был женат четыре раза, а романы его вообще не поддаются учёту.
В сочетании с симпатичной внешностью, ярким голосом и удивительной интуитивной музыкальностью всё это дало эффект огромной силы. Плюс, конечно, Голливуд, который дал его карьере дополнительные обороты.
Один из его главных хитов (1967 год) — «The World We Knew» Берта Кемпферта.
Как Синатра приспособил к крунингу Чайковского и Рахманинова, можно послушать 👉 здесь и 👉здесь.
2. Перри Комо
Перри Комо — главный конкурент Френка Синатры, звезда теле- и радиоэфира, певец с потрясающе обаятельным тембром и тончайшей вокальной техникой. В его аристократической флегме есть особое очарование.
Про Перри Комо была отдельная 👉🏻 культшпаргалка. Там есть подборка его песен.
Здесь ещё одна, такая же великолепная — из бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше».
3. Дик Хеймс
Ещё один хороший крунер, но без такого размаха популярности, как у Синатры и Перри.
О нём пишут как об аргентинском певце, но это только по месту рождения, даже не по национальности. Большую часть жизни он провёл в США, а закончил свои дни в Ирландии.
Его карьера была активной, но очень неровной и недолгой. Пик его славы пришёлся на 40-50 годы. Он записал десять золотых дисков, много снимался в кино и даже основал собственный радиоканал.
Но, в отличие от Синатры и Перри, он не смог удержаться в фокусе популярности настолько же долго и так же финансово преуспеть. Алкоголизм и бесконечные браки с последующими разводами (он был женат шесть раз) привели его к печальному финалу. Газеты писали, что умер он в полном одиночестве. Ему был 61 год.
Сейчас его мало кто помнит, но голос его тоже замечательно хорош.