В иерархии вокальных кумиров СССР Георг Отс стоит на отдельной ступеньке. Нет, даже не на ступеньке, а на почётном пьедестале. На советской эстраде исполнителей такого уровня не было ни до него, ни после.
Культовой фигурой в СССР он стал благодаря кино. В 1958 году на экраны вышел музыкальный фильм по мотивам оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Фильм назывался «Мистер Икс» , и Отс сыграл и спел в нём роль циркового акробата Этьена Вердье.
Любой советский человек узнавал с трёх нот красивую арию из этой оперетты Кальмана («Снова туда, где море огней…»). Без этой арии не обходился ни один концерт по заявкам радиослушателей.
За тридцать лет своей вокальной карьеры Георг Отс перепел весь золотой фонд советской песенной классики: «Подмосковные вечера», «Одинокая гармонь», «Севастопольский вальс», «Я люблю тебя, жизнь» и многое другое. И исполнено это было эталонным образом: красиво, осмысленно и без того душка советской официозности, которая звучала у многих других (Иосифа Кобзона, например).
Все композиторы, чьи песни спел Отс, говорили о нём с одинаковой интонацией пиетета и восхищения. Это был высший класс вокала и идеальное воплощение смысла.
Так получилось, что своей невероятной популярностью (не только в СССР, но и в Финляндии) Отс был обязан в первую очередь своему песенному репертуару. Его роли в оперетте и оперном театре были как бы приложением к его концертной карьере.
Но на самом деле всё было ровно наоборот: Георг Отс в первую очередь — оперный певец мирового класса. Он был выдающимся баритоном, солистом Эстонского оперного театра. Свою первую Сталинскую премию он получил именно за оперную роль (Онегина).
Георг Отс в опере
Кто не знает оперного Отса, тот не имеет представления об этом певце. Потому что именно опера была главным делом его жизни, и именно в ней раскрылся его замечательный талант. К своей эстрадной карьере Отс относился слегка иронически, как к неизбежному.
Весь баритоновый репертуар, который могла предоставить ему сцена театра оперы и балета «Эстония» (он проработал на ней 30 лет), Георг Отс освоил с блеском. Конечно, у него были коронные партии: Онегин, Дон Жуан, Риголетто, Демон.
Вот Романс Демона из оперы Рубинштейна.
Его великолепный мягкий лирический барион благородного звучания и сейчас выдерживает любые сравнения.
Как бы звучало его имя сейчас, если бы при жизни он мог показать свой талант миру, если бы он пел в Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен?
Здесь он поёт ариозо Ренато из оперы Верди «Бал-максарад» (на эстонском). Слушать его пение — настоящее наслаждение.
Личность
Отс сильно воздействовал на публику не только своим пением, но и всем своим обликом. В нём был шарм спокойной интеллигентности и даже аристократичности в сочетании с мужественностью.
И за этим обликом было настоящее большое человеческое содержание. Оно и светилось в его пении, привлекая к нему симпатии людей.
Отс был из очень порядочной и музыкальной семьи, где ценилась умеренность и честный труд. Отец Отса Каарель Хансович стал первым профессиональным оперным певцом в семье (тенор), Народным артистом Эстонии.
Георг Отс пришёл в музыку не прямым путём. Он пел с самого детства, но отец не хотел для него ненадёжной вокальной карьеры. Поэтому он закончил сначала французский лицей (там он заодно научился играть на фортепиано и тромбоне), потом — военное училище, где он блеснул своими выдающимися спортивными талантами: Отс был прекрасный пловец и даже рекордсмен Эстонии. Потом он поступил в политехнический институт.
Но тут началась война. Вместе с другими эстонскими военнослужащими Отс был отправлен в лагерь на лесоразработки (в Челябинской области). Там судьба случайным образом свела его с человеком, набиравшим людей в концертную фронтовую бригаду.
По счастливому совпадению вскоре нашелся специалист, который дал ему первые уроки вокала, и судьба Отса повернулась в сторону музыки. Три года выступлений перед фронтовиками, а потом музыкальное училище в Таллине, консерватория и работа в оперном театре Эстонии. К этому моменту ему уже было 30 лет.
А дальше начался фантастический успех.
Отс был хорош собой, обладал харизмой и актёрским талантом, поэтому он много снимался в кино, постоянно записывался на радио и телевидении, ездил с концертами за рубеж (в основном по странам социалистического лагеря), открытки с его фото продавались в каждом киоске Союзпечати.
Но даже самый предвзятый взгляд не обнаружил бы в нём никаких следов звёздности. Все, кто его знал, говорили о его скромности, порядочности и сдержанности.
Он был мягким, но закрытым человеком. Никто не знал, что у него было на душе, и почему он так невесело улыбался.
У Георга Отса не было близких друзей. Из трёх браков только последний дал ему стабильность и покой. Сложная ситуация сложилась с четырьмя детьми от второго брака, среди которых было двое приёмных.
Всё это, конечно, оставалось за рамками публичности, как и проблемы со здоровьем. В 37 — операция по удалению почки . Через десять лет первые признаки онкологии и потом восемь операций на головном мозге, в результате которых он потерял глаз. Свои последние концерты Отс пел в темных очках.
Умер он в 55 лет, в 1975 году.
И как тут не провести параллель: другой замечательный баритон — Дмитрий Хворостовский умер ровно в этом же возрасте, от той же болезни. Георг Отс был его кумиром.
Сорок лет спустя
Вместе с обвалом СССР был забыт и Георг Отс. Только к началу 2000-х стали выпускаться диски с его старыми записями. Три года назад в Петербурге (Георг Отс родился в этом городе) был учреждён международный вокальный конкурс его имени.
К столетию Георга Отса (2020 год) Московский театр «Геликон» готовит специальный проект — музыкальный спектакль «Мистер Георг Отс». Его премьера состоится во время летнего оперного фестиваля на эстонском острове Сааремаа, воспетого Георгом Отсом в популярнейшей (в Эстонии и Финляндии) песне «Сааремааский вальс».
В независимой Эстонии к Отсу нашлось множество претензий, ведь он был коммунистом, депутатом Верховного Совета и вообще пособником оккупантов. Для эстонцев старшего поколения он так и остался кумиром, а для младшего поколения Отс — уже не гордость страны, а сомнительная фигура мрачного политического прошлого. В Таллине, где Отс прожил всю жизнь, нет даже его музея.
Стоит ли напоминать, что времена не выбирают? Отс — чудо певческого искусства, неотъемлемая часть музыкальной жизни Эстонии и СССР. Пройдут бесполезная претензия и предвзятость к нему как к человеку, жившему в эпоху советской власти, но останется память о его чудесном голосе, неповторимом тембре, сдержанной мужественности. Только жаль, что он, как и многие талантливые исполнители, жившие в Советском Союзе, не имел возможности получить заслуженное мировое признание.
Выдающийся исполнитель, с удовольствием слушаю его и на русском и на эстонском языках. Голос совершенно проникновенный, чуть трагический. Редкий талант.
Отс много гастролировал по СССР и В Москве , на сцену Большого Театра выходил в «Евгении Онегине» на пару с незабвенным Сергеем Яковлевичем Лемешевым Вы только вообразите этот спектакль с таким «кастом мечты» !