Эстонцу Арво Пярту сейчас 84 года, и статистика говорит, что он — самый исполняемый композитор из ныне живущих. Не проходит и дня, чтобы в одном из залов мира не звучала его музыка.
Все современные механизмы пиара не имеют к Пярту никакого отношения. Он не заигрывает с публикой, не ведёт инстаграм, не мелькает на экранах и светских тусовках, и даже интервью даёт крайне редко. Он просто пишет хорошую и очень серьёзную медленную музыку. Теперь она уже обрела статус классики.
Родом из СССР
Арво Пярт — из поколения Шнитке и Щедрина. В 60-годы, он, как и все наши молодые отечественные авангардисты, ринулся осваивать новые композиторские техники и делал это довольно успешно: его сочинения имели успех и у нас, и на Западе.
Конечно, Союз композиторов СССР в лице Тихона Хренникова пытался со скандалами вернуть его на путь соцреализма, но Пярт был нонконформистом и вдобавок ещё и религиозным человеком, поэтому постепенно его отношения с советскими официальными кругами испортились окончательно. В итоге его произведения были официально запрещены в СССР.
В конце 70-х, по словам его жены Норы, «один из ведущих членов ЦК партии посетил нас и предложил покинуть страну». В 1980 году Пярт с женой и двумя детьми оказался в Вене, а спустя год они переехали в Берлин.
В целом его карьеру на Западе нельзя было назвать блестящей, хотя у него были и контракты, и записи, и исполнения.
Путь к настоящей славе начался только четыре года спустя.
Всё решает случай
Однажды владелец немецкой звукозаписывающей фирмы ECM Records Манфред Айхер ехал в машине из Штутгарта в Цюрих. Чтобы не заснуть (дело было ночью), он включил радио и услышал незнакомую музыку. Она ошеломила его настолько, что он съехал на обочину, чтобы дослушать её до конца.
Позже он выяснил что это была «Tabula rasa» Арво Пярта. И хотя его фирма специализировалась на выпуске джазовых дисков, с этого момента запись современной академической музыки стала ещё одним важным направлением её деятельности. И конечно, Пярт стал титульной фигурой ECM Records.
Айхер сыграл роль локомотива для Пярта. Своё восхищение его музыкой он перевёл в энергию грамотного продвижения.
ECM Records уже 35 лет записывает музыку Пярта в исполнении лучших коллективов Европы. Каждая запись считается эталонной, потому что выпускается под контролем самого композитора.
Благодаря этим записям Пярт приобрёл широкую известность, заказы на сочинения и миллионы поклонников по всему миру, не говоря уже о всех мыслимых и немыслимых знаках признания: от престижных американских премий (в том числе 12 номинаций на Грэмми) и званий академиков всех академий до почётных орденов православной, лютеранской и католической церкви.
Востребованность музыки Пярта в кино бьёт все рекорды. Где только не звучит его музыка: от «Покаяния» Абуладзе и «Изгнания» Андрея Звягинцева до «Гравитации» Альфонсо Куарона и «Молодого папы». Особенно любят Пярта артхаусные режиссёры.
Что есть музыка?
Ещё в СССР Пярт отказался отвсех авангардных техник и восемь лет искал свой собственный путь в музыкальном искусстве, изучая стиль средневековых церковных песнопений.
Эти искания привели его к православию (он крестился в 1972 году) и к новому пониманию музыки.
Основные тезисы этого понимания примерно такие:
- музыка — это разговор с человеком о его душе
- чтобы сказать много, достаточно малого — всего нескольких звуков, но необходимо раскрыть изначальную красоту и смысл каждого из них.
Исходя из этого, Пярт пишет очень простую музыку. Она нетороплива, не навязывает нам свои эмоции и ничему не учит. В ней каждый видит самого себя.
Простота музыки Пярта — её главная сложность. То, чему обычно учат исполнителей, теряет здесь свой смысл. Играть виртуозно и выразительно — не нужно. Петь красиво и эмоционально — лишнее.
И тут выясняется, что исполнить элементарный, но абсолютно чистый звук — очень сложная задача. Поэтому с Пяртом сотрудничают самые отборные хоры (например, английские «Hilliard Ensemble» или «Polyphony») и инструменталисты, владеющие аутентичной техникой старинной музыки.
Очищение от шума
Пярта называют минималистом, но от американских столпов этого направления он довольно далёк.
При кажущейся непринуждённости и простоте музыка Пярта написана по точно рассчитанному математическому алгоритму. Эту технику Пярт изобрёл ещё в СССР и назвал»tintinnabuli» — «колокольчики» в переводе с латыни.
Музыка Пярта как правило очень красива, как чистая вода. Даже из повторение обычной гаммы до мажор (пьеса «Сольфеджио») он умеет магически превратить в чудесные звучания.
Но это не игра в бисер, в основе всех его сочинений лежит религиозный опыт. Духовник Пярта в течение многих лет — старец Софроний (Сахаров) из православного монастыря в Эссексе (Великобритания).
Большая часть произведений Пярта написана на духовные тексты. В принципе, вся она религиозна — в широком и узком значении этого слова.
«Музыка Пярта — это очищение от шума», сказал Гидон Кремер, и к этому можно было бы ещё добавить, что это также освобождение от суеты. Если вы решите послушать Пярта, приготовьтесь к тому, что время замедлится.
Что послушать?
Пярта лучше слушать, когда вы никуда не спешите ( и дослушивать до конца) и не ждёте, что вас сейчас развлекут. Качество звука играет большую роль, поэтому лучше слушать его в наушниках.
Вот три известных сочинения Пярта на выбор (ссылки активны):
«Зеркало в зеркале» — тихая медитативная пьеса для скрипки и фортепиано.
«Aллилуйя» — красивая хоровая пьеса на текст православной молитвы.
«De profundis»(«из глубины взываю я к тебе, Господи») — суровая покаянная молитва для мужского хора (с басами профундо), ударных и органа.