Пабло Пикассо

1. Каприс

Наверное, все слышали про каприсы Паганини. Большинство словарей разъяснят вам, что «каприс» — это то же самое, что «каприччио». Но, скорее всего, вам это этого не станет легче).

Слово «каприс» недаром так похоже на русское «каприз». Это одно и то же. «Капризность» музыкальных каприсов заключается в том, что этот жанр может принимать любую форму по прихоти автора. У Паганини, например, это пьесы для скрипки в духе этюда, а «Испанское каприччио» Римского-Корсакого — оркестровая сюита из нескольких частей. Главный признак каприса — яркость, эффектность и повышенная виртуозность. Как те же самые головоломные 24 каприса (каприччи) Паганини.

2. Каденция

Каденция есть там, где есть солист. Это специально отведенное место в музыкальной форме для того, чтобы этот солист блеснул своим мастерством, продемонстрировал всё самое эффектное, сложное, виртуозное, что он умеет, в свободной импровизационной манере. Сигнал к началу каденции солиста — аккорд всего оркестра.

Каденции всегда расположены ближе к концу, и эта яркая вершина, пик, пышный бант, украшающий всю композицию — арию или часть концерта для сольного инструмента с оркестром. Публика всегда ждёт этого места, как главного гвоздя музыкальной программы.

В 17-18 веках музыкальная квалификация исполнителей была так высока, что они сами придумывали, что и как будут петь или играть в каденции. Композитор только указывал в нотах момент, где можно было начинать. Но позже композиторы положили конец исполнительскому произволу и стали сами сочинять и выписывать каденции от первой до последней нотки. Первым это сделал Бетховен в своих концертах, а потом так же поступил и Россини в своих операх.

Но теперь исполнители опять распоясались, и заменяют композиторские каденции своими) Вот, например, турецкий пианист Фазыл Сай, придумал очень экстравагантную (такую же, как он сам) каденцию к первой части Третьего фортепианного концерта Бетховена.

3. Этюд

Это прикладной, «технический» жанр, предназначенный для того, чтобы исполнитель отточил какой-то один приём. Например, научился ровно и быстро играть гаммы, или аккорды, или скачки в левой руке, или что-нибудь ещё. То есть это упражнения, которые оформлены в некоторое подобие пьесы.

Но есть ещё концертные этюды. Это уже полноценная музыка с ярким образом и художественным смыслом. При этом в них все равно остаётся какая-нибудь сложная техническая задача. Такие этюды писали Шопен, Лист, Скрябин и многие другие.

Вот, например, Революционный этюд Шопена. Его техническая задача — беглость в сложных пассажах левой руки. Но кто об этом думает, когда слышит этот ураганный шквал эмоций!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here