Все, наверное, представляют себе этот нехитрый инструмент: металлическую скобку с гибкой пластинкой, которая прижимается к зубам и издаёт характерное «мюи, мюи…»
Под эти звуки как-то сразу представляется или якутский шаман, или кыргыз, или «друг степей калмык». Но уж точно не венские классики.
И совершенно напрасно. Но сначала немного о варгане.
Варган в Австрии — как балалайка в России
Немецкое название варгана Maultrommel — от слов «рот» и «барабан». И игра на нём — это часть австрийской фольклорной культуры со средневековья и до наших дней.
Несколько лет назад эта традиция Австрии была даже была занесена в охранные списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Именно в Австрии ещё с XVII века были лучшие в Европе мастерские по изготовлению маультроммелей, например, в городе Мольне, где даже монумент ему есть.
В местном музее рассказывают, что 200 лет назад в австрийских деревнях все нормальные парни носили в кармане штанов две вещи: нож и маультроммель. Нож — на всякий случай, а маультроммель, чтобы вечером девушку выманить из дома.
И, якобы, в 1856 году католическая церковь даже запретила эту искусительную музыку, потому что как-то так получалось, что матерей в австрийских деревнях было значительно больше, чем отцов.
Запрет, правда, был отменён через пару лет.
Варган и церковь
Кстати, церковь тоже была не чужда этому музыкальному увлечению.
Во-первых, на варгане даже ангелы играли. Это факт! Вот фреска в XV века из собора Святого Петра во французском Байё:
А во-вторых, один из монахов знаменитого монастыря в австрийском Мельке по имени Бруно Глатцель был известным виртуозом маультроммеля, которого император Иосиф II (он тоже был любителем этого инструмента) приглашал к себе во дворец, чтобы насладиться волшебными «мюи-мюи».
Для такого ответственного выступления отец Бруно заказал местному монастырскому органисту семь концертов для варгана и оркестра.
Этого органиста звали Иоганн Альбрехтсбергер. Спустя несколько лет он получил пост при дворе Иосифа II и сочинял для него виолончельный репертуар (император немного играл на этом инструменте).
Альбрехтсбергер был другом Гайдна и одним из двух самых авторитетных музыкальных педагогов Вены (второй — Сальери). Он написал учебники по контрапункту (полифонии) и выучил этой нелёгкой науке многих известных впоследствии композиторов. В том числе, молодого Бетховена (которого, между прочим, числил в троечниках) и младшего сына Моцарта.
Музыкальный мезальянс
Самое странное по звучанию, что есть в музыке XVIII века — это вышеупомянутые концерты Альбрехтсбергера. Потому что как-то даже проще совместить в сознании ангела с варганом, чем варган — с симфоническим, пусть даже просто струнным, оркестром.
В этих концертах (только два из них сохранились) задействована также мандора. Это разновидность лютни, по звучанию она напоминает гитару. В лирической второй части Концерта фа мажор сермяжное соло варгана чередуется с благородным звоном струн мандоры.
Получается что-то вроде картины Пукирёва «Неравный брак».
Но судите сами:
И в качестве десерта — современное переложение маленького Контрданса Моцарта, написанного им в возрасте восьми лет.
Маловероятно, что Моцарт играл на варгане, и музыку для него он не писал. В его распоряжении были инструменты повыразительнее. Но эта его пьеска в народном стиле, написанная в оригинале для фортепиано, очень забавно звучит в варианте варган плюс орган-портатив.
Прикольно!
Да, именно)
Спасибо за интереснейшую статью. А как же и когда этот инструмент оказался у народов севера? Им его привезли вместе с огненной водой и остальными достижениями цивилизации или они шли к изобретению похожего параллельно европейцам, своим путём?
Денис, трудно сказать, когда и как. Пишут, что его родина Азия, в Китае самые древние рисунки с варганом нашли. А потом, кочевники, видимо, разнесли идею. У варгана есть важное преимущество: он маленький, можно с собой носить, и звучный. А потом где-то вошло в культуру, где-то нет.