рахманинов

США – чемпион по технологиям поглощения и переработки разных национальных культур.

И это совершенно понятно: страна молодая, времени для того, чтобы вырастить свои традиции, у неё не было. Поэтому много денег, культ лидерства (и в искусстве тоже) плюс эмиграция артистической элиты из Европы в результате мировых войн и революций позволили США накопить богатый культурный капитал на основе импорта.

Но это всё общеизвестно. Интересно другое: как на основе европейской классики они умеют вырастить своё – типично американское.

В Культшпаргалке уже шла речь о том, как Америка “усвоила” и “переварила” известный романс Чайковского.

Но есть и другой аспект этой темы: производство качественных эстрадных шлягеров на основе лучших мелодий из классической музыки.

Имеются в виду те случаи, когда из популярного классического произведения берётся мелодия, на неё накладываются слова и в итоге в массовый оборот выпускается новая песня.

Обычно автор аранжировки указывается как композитор, а имя того классика, который, собственно, эту мелодию и сочинил, чаще всего не упоминается. Как бы и так все знают, классика же!

На это можно смотреть по-разному. С одной стороны, какой же ты автор, и за что ты получаешь деньги, если музыка (самое главное – мелодическая идея) не твоя?

А с другой – ведь в итоге получился вполне качественный творческий результат вторичной переработки – песня, и она радует огромное количество людей. Может, и сам классик не возражал бы против такого поворота событий?

Но что-то сомнительное в этой затее всё же есть.

Для примера – четыре американских эстрадных шлягера, созданных на основе мелодий Сергея Рахманинова, а точнее, на темах из его Второго фортепианного концерта и Второй симфонии.

Для Рахманинова США стали второй родиной. Он уехал туда в 1918 году (уже состоявшимся композитором), прожил 25 лет до самой смерти и сделал там себе грандиозную пианистическую карьеру.

Его музыка (в основном, написанная в России) всегда была очень популярна в США и звучала везде и всюду: в концертных залах, в эстрадных обработках, в кино, мультфильмах, рекламе. Собственно, эти четыре примера – дополнительное тому подтверждение.

1. ” I Think Of You” (“Я думаю о тебе”)

Авторами этой песни значатся Дон Маркотте (музыка) и Джек Эллиот (текст). Но по сути это слегка обработанная тема из первой части Второго концерта Рахманинова (это вторая тема или, в музыкальной терминологии – побочная).

Её спел 26-летний Фрэнк Синатра на самой заре своей карьеры, в 1941 году. Знал ли он об этом заимствовании Рахманинов, и если знал, то как на это реагировал – неизвестно.

Вот здесь можно послушать, как звучит эта тема в оригинале – 🎧 (с отметки 2.25)

А здесь – продукт её переработки в исполнении Фрэнка Синатры. Типично американская, шикарно оркестрованная крунерская песня (о том, что такое “крунерская песня” было здесь).

2. “Full Moon and Empty Arms” (“Полная луна и пустые объятья”) 1945 год

Тему третьей части того же Второго концерта Рахманинова взяли для своей песни Бадди Кей и Тед Моссман.

Последний, кстати, был пионером в деле переработки классики в шлягеры. Кроме “Full Moon and Empty Arms” , ему принадлежат ещё два эстрадных хита на классических темах: “Some Things Will Never Change” на тему Вальса цветов Чайковского и “Till the End of Time” на основе Полонеза Шопена (известный в исполнении Перри Комо).

Песня имела фантастический успех и к настоящему времени стала уже легендарной. Её перепели многие звёзды американской эстрады, она существует во множестве инструментальных версий (симфонических и джазовых).

Всё это, конечно, благодаря гениальной мелодии Сергея Васильевича Рахманинова. Но деньги на ней заработали Бадди Кей и Тед Моссман.

Здесь можно послушать первоисточник – вторую (побочную) тему третьей части его Концерта: 🎧 (с отметки 24.45)

Конечно, успех этой песни пошёл в карьерный зачёт молодому Фрэнку Синатре – первому её исполнителю:

3. “Аll by myself ” (“Сам по себе”) 1975 год.

Эту песню написал большой любитель Рахманинова, американский певец, клавишник и композитор Эрик Кармен.

Когда в 1975 году он ушёл из популярной американской группы “The Raspberries” и записал свой первый сольный диск, две песни из него тут же попали в топ чарт: “Аll by myself “ и “Never Gonna Fall In Love Again”.

Обе представляли собой обработки рахманиновских мелодий.

Особенно большой успех имела первая: она вышла в 1976 году миллионным тиражом, RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) присвоила ей статус золотого диска.

“Аll by myself “ сконструирована на основе мелодии второй части того же самого многострадального и залюбленного американцами Второго фортепианного концерта Рахманинова.

Вот оригинал – 🎧 ( с отметки 19.40).

Эту прекрасную рахманиновскую мелодию Эрик Кармен обработал в стиле популярнейшего в те годы The Beatles. Так что песня была обречена на успех.

Правда, наследники Рахманинова на этот раз выставили претензии Кармену, и в итоге ему пришлось делиться с ними авторскими отчислениями.

“Аll by myself ” в исполнении Эрика Кармена.

Позже эту песню спели десятки исполнителей разного уровня, включая Фрэнка СинатрауСелин Дион и нового любимца публики Димаша Кудайбергенова (нажимайте на ссылки и слушайте).

4. “Never Gonna Fall In Love Again” (“Никогда больше не влюблюсь”) 1976 год.

Это вторая из двух самых успешных песен первого сольного диска Эрика Кармена.

Её начальный мотив принадлежит Кармену, а припев основан на абсолютном мелодическом шедевре Рахманинова – знаменитой теме, открывающей третью часть его Второй симфонии.

Вот здесь можно убедиться, насколько она хороша –🎧 (она звучит в самом начале)

После Эрика Кармена эту песню пели многие, в том числе Фрэнк Синатра (он, кажется, пел всё и всегда) и Джон Траволта.

Вот концертная запись авторского исполнения.

Надо отдать должное Кармену – его собственная тема довольно гармонично сочетается с рахманиновской.

Ещё на эту тему: Почему в Америке так любят Чайковского?

Какой русский классический романс больше всего любят в Америке?

Пять хитов русской классики, которые на Западе любят больше, чем в России

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here