США — чемпион по технологиям поглощения и переработки разных национальных культур.
И это совершенно понятно: страна молодая, времени для того, чтобы вырастить свои традиции, у неё не было. Поэтому много денег, культ лидерства (и в искусстве тоже) плюс эмиграция артистической элиты из Европы в результате мировых войн и революций позволили США накопить богатый культурный капитал на основе импорта.
Но это всё общеизвестно. Интересно другое: как на основе европейской классики они умеют вырастить своё — типично американское.
В Культшпаргалке уже шла речь о том, как Америка «усвоила» и «переварила» известный романс Чайковского.
Но есть и другой аспект этой темы: производство качественных эстрадных шлягеров на основе лучших мелодий из классической музыки.
Имеются в виду те случаи, когда из популярного классического произведения берётся мелодия, на неё накладываются слова и в итоге в массовый оборот выпускается новая песня.
Обычно автор аранжировки указывается как композитор, а имя того классика, который, собственно, эту мелодию и сочинил, чаще всего не упоминается. Как бы и так все знают, классика же!
На это можно смотреть по-разному. С одной стороны, какой же ты автор, и за что ты получаешь деньги, если музыка (самое главное — мелодическая идея) не твоя?
А с другой — ведь в итоге получился вполне качественный творческий результат вторичной переработки — песня, и она радует огромное количество людей. Может, и сам классик не возражал бы против такого поворота событий?
Но что-то сомнительное в этой затее всё же есть.
Для примера — четыре американских эстрадных шлягера, созданных на основе мелодий Сергея Рахманинова, а точнее, на темах из его Второго фортепианного концерта и Второй симфонии.
Для Рахманинова США стали второй родиной. Он уехал туда в 1918 году (уже состоявшимся композитором), прожил 25 лет до самой смерти и сделал там себе грандиозную пианистическую карьеру.
Его музыка (в основном, написанная в России) всегда была очень популярна в США и звучала везде и всюду: в концертных залах, в эстрадных обработках, в кино, мультфильмах, рекламе. Собственно, эти четыре примера — дополнительное тому подтверждение.
1. » I Think Of You» («Я думаю о тебе»)
Авторами этой песни значатся Дон Маркотте (музыка) и Джек Эллиот (текст). Но по сути это слегка обработанная тема из первой части Второго концерта Рахманинова (это вторая тема или, в музыкальной терминологии — побочная).
Её спел 26-летний Фрэнк Синатра на самой заре своей карьеры, в 1941 году. Знал ли он об этом заимствовании Рахманинов, и если знал, то как на это реагировал — неизвестно.
Вот здесь можно послушать, как звучит эта тема в оригинале — 🎧 (с отметки 2.25)
А здесь — продукт её переработки в исполнении Фрэнка Синатры. Типично американская, шикарно оркестрованная крунерская песня (о том, что такое «крунерская песня» было здесь).
2. «Full Moon and Empty Arms» («Полная луна и пустые объятья») 1945 год
Тему третьей части того же Второго концерта Рахманинова взяли для своей песни Бадди Кей и Тед Моссман.
Последний, кстати, был пионером в деле переработки классики в шлягеры. Кроме «Full Moon and Empty Arms» , ему принадлежат ещё два эстрадных хита на классических темах: «Some Things Will Never Change» на тему Вальса цветов Чайковского и «Till the End of Time» на основе Полонеза Шопена (известный в исполнении Перри Комо).
Песня имела фантастический успех и к настоящему времени стала уже легендарной. Её перепели многие звёзды американской эстрады, она существует во множестве инструментальных версий (симфонических и джазовых).
Всё это, конечно, благодаря гениальной мелодии Сергея Васильевича Рахманинова. Но деньги на ней заработали Бадди Кей и Тед Моссман.
Здесь можно послушать первоисточник — вторую (побочную) тему третьей части его Концерта: 🎧 (с отметки 24.45)
Конечно, успех этой песни пошёл в карьерный зачёт молодому Фрэнку Синатре — первому её исполнителю:
3. «Аll by myself » («Сам по себе») 1975 год.
Эту песню написал большой любитель Рахманинова, американский певец, клавишник и композитор Эрик Кармен.
Когда в 1975 году он ушёл из популярной американской группы «The Raspberries» и записал свой первый сольный диск, две песни из него тут же попали в топ чарт: «Аll by myself « и “Never Gonna Fall In Love Again”.
Обе представляли собой обработки рахманиновских мелодий.
Особенно большой успех имела первая: она вышла в 1976 году миллионным тиражом, RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) присвоила ей статус золотого диска.
«Аll by myself « сконструирована на основе мелодии второй части того же самого многострадального и залюбленного американцами Второго фортепианного концерта Рахманинова.
Вот оригинал — 🎧 ( с отметки 19.40).
Эту прекрасную рахманиновскую мелодию Эрик Кармен обработал в стиле популярнейшего в те годы The Beatles. Так что песня была обречена на успех.
Правда, наследники Рахманинова на этот раз выставили претензии Кармену, и в итоге ему пришлось делиться с ними авторскими отчислениями.
«Аll by myself » в исполнении Эрика Кармена.
Позже эту песню спели десятки исполнителей разного уровня, включая Фрэнка Синатрау, Селин Дион и нового любимца публики Димаша Кудайбергенова (нажимайте на ссылки и слушайте).
4. “Never Gonna Fall In Love Again” («Никогда больше не влюблюсь») 1976 год.
Это вторая из двух самых успешных песен первого сольного диска Эрика Кармена.
Её начальный мотив принадлежит Кармену, а припев основан на абсолютном мелодическом шедевре Рахманинова — знаменитой теме, открывающей третью часть его Второй симфонии.
Вот здесь можно убедиться, насколько она хороша —🎧 (она звучит в самом начале)
После Эрика Кармена эту песню пели многие, в том числе Фрэнк Синатра (он, кажется, пел всё и всегда) и Джон Траволта.
Вот концертная запись авторского исполнения.
Надо отдать должное Кармену — его собственная тема довольно гармонично сочетается с рахманиновской.
Ещё на эту тему: Почему в Америке так любят Чайковского?
Какой русский классический романс больше всего любят в Америке?
Пять хитов русской классики, которые на Западе любят больше, чем в России