В наше время, когда женщины отвоевали себе, кажется, уже все возможные права, включая право бить кувалдой по рельсам, сражаться на боксёрском ринге и водить пассажирские авиалайнеры, симфонический оркестр медленнее всех сдаёт свои позиции под натиском феминизма.
Начнём с того, что женщины не так уж давно получили возможность просто играть в оркестре.
🎀Женщина в оркестре
Даже четыре века назад никто не запрещал женщинам играть на музыкальных инструментах. Что они и делали. Чаще, конечно, дома, но иногда и публично. В XIX веке некоторые дамы даже делали успешную сольную карьеру (особенно пианистки, вспомним, например, Клару Шуман).
Но вот игра в оркестре почему-то долго оставалась исключительно мужской привилегией. Даже в начале XX века для того, чтобы играть в нём, женщине надо было самой этот оркестр (женский, конечно) создать. Что иногда и происходило.
Женщины, конечно, боролись за свои права. И в этом им помогали некоторые мужчины. В 1913 году Генри Вуд — английский дирижёр — сделал революционный шаг: он принял в свой оркестр шесть скрипачек. Прецедент был создан.
⭐Зачем женщине дирижёрская палочка?
В 30-годы Филадельфийский оркестр взял на работу первую женщину-арфистку. После этого процесс пошёл активнее.
Но последний бастион мужского музыкального шовинизма — Венский филармонический оркестр — пал не так уж давно — в 1997 году. Это интересная история.
🟠Арфистку отсадим подальше
Венский филармонический — это не просто великолепный и один из лучших в мире оркестр. Это легенда. И не просто легенда — а закрытый клуб избранных — лучших музыкантов, передающих из поколения в поколение свой неповторимый звук, свой писаный и неписаный устав и свои вековые традиции (оркестр существует с 1842 года).1 из 2
В оркестре демократическое правление, и даже дирижёров себе филармоники выбирают общим голосованием.
Одна из традиций Венского филармонического — никаких женщин и никаких азиатов (и не только азиатов). Исключительно белые мужчины, исполняющие музыку белых мужчин. Нетрудно оценить, как это звучит в наш век беспросветной политкорректности и торжествующей толерантности.
До 1996 года в Венском филармоническом не числилось ни одной женщины. Хотя фактически в концертах принимали участие две арфистки. На это пришлось закрыть глаза в связи с производственной необходимостью: арфа к концу века стала исключительно женским инструментом.
Монолитность мужского коллектива эти арфистки нарушали, но не очень, поскольку всё равно сидели на отшибе. Этих бедных женщин официально не включали в штат и даже не указывали в концертных программках.
Неудивительно, что Венский филармонический подвергся массированной атаке феминистской общественности, кстати, не столько в Австрии, где на это по привычке смотрели довольно спокойно, сколько в других странах. Дело дошло до женских демонстраций с протестами против гендерной дискриминации в оркестре. Но филармоники, крепко сжав свои скрипки и гобои, держались насмерть.
Когда международные феминистские организации, объединившись, направили в Венскую филармонию петицию с требованием немедленно изменить гендерную политику, они получили довольно резкий ответ. Филармоники назвали эти требования претензиями «воинствующих феминисток, которых равные права интересуют больше, чем художественный результат».
🟡Молчание — золото
Но поскольку объективно к концу XX века мир уже стал другим, им пришлось всё же как-то объясняться и даже оправдываться. В одном из интервью немецкому радио три представителя Венского филармонического разъяснили свои позиции .
Они говорили о мужском братстве, о цеховом кодексе, особом духе оркестра и о том, что на этом самом духе мужественности стоит вся немецкая классика от Бетховена до Малера. Как только в оркестр допустят женщин, убеждали они, начнутся разброд и шатания, флирт, дети и кастрюли в головах, декретные отпуска и прочий вред святому делу Музыки. Это всё равно, что допустить женщин в церковный алтарь, уверяли они. Сразу всё рухнет.
Но лучше бы они вообще ничего не говорили. Поднялся шум в прессе. Каждый из приведённых ими аргументов был подшит к делу и обсуждался как возмутительный пример оголтелого мужского шовинизма, а заодно и расизма. Подумаешь, традиции у них!
Силы были не равны, и в итоге Венский филармонический склонил свои славные знамёна: в 1997 году он внёс поправки в устав, вычеркнув строчку «только мужчины».
Кстати, сдались они на самом деле потому, что как раз в этом году Венскому филармоническому предстояли гастроли по США, где самые мощные в мире отряды феминисток уже готовили акции протеста в его адрес и угрожали сорвать концерты.
Отныне женщины имели право рассчитывать на место в этом коллективе. Но «могли рассчитывать» не равно «могли в нём играть». Даже спустя десять лет оркестр имел в своих рядах только двух женщин — скрипачку и альтистку (не считая одной из тех двух арфисток, которая была, наконец, легализирована).
За такую медлительность в 2011 году оркестр был даже наказан сокращением финансирования на 2,29 миллиона евро.
Примерно такая же история имела место в Берлинском филармоническом оркестре, только немного раньше. Понадобилось личное вмешательство Герберта фон Караяна, чтобы сломить протесты оркестрантов и посадить в деревянную духовую группу женщину-кларнетистку. Ей, правда, устроили бойкот, и через несколько месяцев она уволилась. Но спустя некоторое время в оркестр были приняты другие женщины.
Долго держал оборону от женщин и Пражский филармонический. Ещё в 1996 году состав этого оркестра был исключительно мужским.
⭐Чем кларнет отличается от гобоя?
🔵Что сегодня?
На сегодняшний день проблема (по крайней мере, внешне) кажется решённой. В Венском филармоническом только медная духовая и ударная группы сохранили свою мужскую однородность. В оркестре есть несколько женщин (кстати, из России тоже), а одна из них даже занимает должность концертмейстера (руководит группой).
В целом женское присутствие в оркестрах самое большое во Франции и США: оно приближается к 50%. Почти 100% арфисток, очень много скрипачек и флейтисток. Всё чаще можно видеть даже женщин-фаготисток и контрабасисток. В небольших оркестрах (особенно в США) есть даже тромбонистки и тубистки.
💘Служебные романы и харассмент
Что принесли с собой женщины в оркестр — сложный вопрос. Стал художественный результат от этого лучше или хуже, и вообще — зависит ли он от женского присутствия, никто не скажет. Как минимум, женщины меньше склонны нарушать трудовую дисциплину, более послушны дирижёрской воле и — это правда — украшают оркестр своим присутствием. А профессиональный уровень исполнителя от пола не зависит.
Но то, чего так боялись Венские филармоники, действительно появилось в оркестрах. Там, где мужчины и женщины работают бок о бок в условиях повышенной концентрации эмоциональных напряжений (музыка же!), неизбежно заводится всем известный пухлый проказник в набором сердечных стрел в колчане. И всё начинает запутываться.
Оставим в стороне служебные романы, которые хоть и отвлекают от дела, но, с другой стороны, иногда могут и вдохновить музыкантов. Главная неприятность — харассмент, то есть сексуальные домогательства со стороны женщин мужчин. С тех пор, как три года назад в интернете всплыло словечко #metoo, у женщин появилось новое оружие борьбы за свои права страшной убойной силы, и нескольким дирижёрам пришлось покинуть свои посты. Это произошло, например, с швейцарцем Шарлем Дютуа или австрийцем Густавом Куном.
Кстати, о дирижёрах. Главная вершина — дирижёрская профессия — ещё не покорена женщинами, хотя отдельные удачные восхождения уже зафиксированы. Об этом здесь 👇