В 90-е годы ХIХ века Европу охватила мода на психотерапевтов. Идеи Фрейда вызывали широкий научный и общественный резонанс, неврологи и психиатры срочно осваивали прогрессивные техники, и в нервозной атмосфере fin de siecle (конца века) их услуги пользовались большим спросом. Первыми клиентами психотерапевтов были невротические дамы и люди творческих профессий. В том числе и музыканты.
Как правило, психотерапевты соблюдают врачебную этику, и о своих пациентах не распространяются. Но случай с великим австрийским дирижёром и композитором Густавом Малером хорошо известен из других источников.
Малеробращался к помощи психиатра только один раз в жизни. Но зато метко: этого психиатра звали Зигмунд Фрейд.
Повод для обращения был связан с тяжёлой ситуацией в отношениях с женой. Ситуация, собственно, была банальной: молодая красавица жена влюбилась в еще более молодого архитектора. Их любовная переписка случайно попала в руки Малеру.
Жена, её звали Альма, не стала ничего скрывать и выдвинула против мужа встречные обвинения. Они заключались в том, что Малер не давал развиваться её собственным талантам и подчинил себе всю её жизнь. Это действительно было так. Малер поставил во главу семейной жизни своё собственное творчество и запретил Альме отвлекаться на что-то другое. Он во всём был максималистом.
Надо сказать, что Малер страстно любил жену, и на то были основания. Она была из породы роковых красавиц, и её обожала вся мужская часть художественной богемы Вены. В списке влюбленных в неё художников, музыкантов и архитекторов — только самые яркие фигуры, занесённые сейчас во все энциклопедии. Цемлинский, Климт, Малер, Кокошка … Альма выбирала только из супер одарённых людей.
Итак, когда, вдобавок ко всему, приехал любовник Альмы и стал требовать для неё развода, Малер почувствовал, что вот-вот потеряет её окончательно, и очень испугался.
Малер признал свою вину во всём, обещал исправиться, уверял Альму, что его собственные 9 симфоний не годятся в подмётки её романсам, и она его простила.
Естественно, что рана его непрерывно кровоточила, но одна мысль была особенно мучительной: Малер почувствовал себя слишком старым для жены. Ведь ей был 31 год, её любовнику — 27, а ему самому — 50. К тому же он никак не мог оправиться после смерти маленькой дочки, и ощущал себя обречённым.
Эта мысль лишала его жизненной перспективы и мешала работать. В итоге по рекомендации знакомых он записался на приём к очень уже популярному Зигмунду Фрейду, еще совершенно не представляя себе, что это за штука такая — психоанализ.
Малер провёл полдня на знаменитой кушетке, изливая поток сознания знаменитому доктору.
Фрейд выслушал Малера и сделал такой психоаналитический вывод.
То, что Малер намного старше жены — очень хорошо для него, а не плохо. Поскольку Альма ищет в мужчинах воплощение своего умершего отца. Если бы было по-другому, она и замуж за него не вышла бы. Так что, он, Малер, имеет все преимущества перед молодым архитектором.
А то, что Малер вел себя деспотически с женой — так это всё игра подсознательного, поскольку он невольно хочет видеть в жене образ своей несчастной по жизни матери.
Малер оценил принцип метода Фрейда и даже немного утешился. Он сумел наладить отношения с Альмой, но здоровье его было серьёзно подорвано. Менее, чем через год, он умер от болезни сердца.
Узнав, что Малер умер, Зигмунд Фрейд прислал вдове соболезнования и счёт за сеанс психотерапии. Альма до конца дней не могла ему этого простить.