Моцарт попал в своё супружество, как наивный весёлый мотылёк в паутину опытного паука. В роли паука выступила фрау Вебер, его будущая теща. Жалко, не осталось её портрета, но допустим, она выглядела примерно так, как в известном фильме «Амадей» Милоша Формана:
Фрау Вебер
Она была небогатой вдовой и матерью четырёх дочерей. Перед ней стояла задача не просто пристроить девочек, но и укрепить собственное материальное благосостояние. Тактика её была такова: дать жертве (потенциальному жениху) заглотить наживку, а потом подсечь и тогда уже ставить сидящему на крючке пленнику свои условия.
Так она выдала замуж третью из своих дочерей — Алоизию, которая была хорошей певицей и приносила в семью неплохие гонорары. Как только она убедилась, что поклонник Алоизии заглотил наживку вместе с крючком, и собирается жениться, она сыграла роль несчастной матери, которую неблагодарная дочь хочет оставить в трудном положении, и запретила этот брак. Жениху пришлось лечь костьми и даже обратиться в суд, чтобы обойти её запрет.
В итоге она милостиво сдалась. Но только после того, как он подписал бумагу с обязательством выплачивать ей очень приличную пожизненную ренту.
Вот эта Алоизия. Кстати, в неё за четыре года до описываемых событий был серьёзно влюблён двадцатилетний Моцарт, но она дала ему отставку, потому что у неё намечались варианты получше.
Итак, мамаша Вебер осталась с тремя дочерьми. Она переехала в Вену и какими-то правдами и неправдами купила квартиру из нескольких комнат, чтобы сдавать их внаём. Молодым одиноким людям, конечно же. Она раскинула свою паутину и стала ждать.
Моцарт
Как раз в это время в Вену приехал 25-летний Моцарт. Он только что избавился от ненавистной службы в родном Зальцбурге и от навязчивой опеки своего папы. Впервые он почувствовал себя взрослым и самостоятельным человеком и лелеял радужные планы завоевать Вену. Он был в эйфории и бурлил энергией.
Жить в Вене ему было негде. Он узнаёт, что семья его бывшей возлюбленной тоже здесь и наносит им визит. Фрау Вебер встречает его как родного сына и радушно предлагает ему комнату. Моцарт радостно пишет об этой удаче отцу.
Проницательный папа Леопольд почему-то был не очень этому рад. Но Моцарт уже не хотел слышать никаких предостережений. Они все такие милые — и фрау Вебер, и барышни!
Особенно Констанция.
Она была весёлой, милой, дружелюбной и довольно ветреной. Конечно, Моцарт, лёгкий в таких делах на подъём, быстро увлёкся ею.
Дальнейшее — дело техники
Её матушка наблюдала в полглаза, как бурно резвятся детки, и выжидала момент. Когда ей стало ясно, что пора подсекать, она заявила строгим голосом, что Моцарт порочит девичью честь и достоинство его дочери, и должен немедленно покинуть их дом. Моцарт переехал, но он уже так привязался к Констанции, что каждый день приходил в гости.
И тут в игру вступил опекун дочерей (отец и сестра Моцарта, а также многие его биографы считали, что его партия в этой игре была оплачена мамашей Вебер).
Опекун явился к Моцарту и заявил ему, что тот больше никогда не увидит Констанцию, если не подпишет обязательство жениться на ней. В противном случае он должен будет пожизненно выплачивать ей определенную договором сумму.
Какой-нибудь прожжённый ловелас на месте Моцарта отправил бы этого шантажиста-опекуна Венским лесом, но Моцарт был совершенно наивен в таких ситуациях. Ему было неловко перед Констанцией, перед её матушкой, не мог же он так пошло откупиться от неё! И он поставил свою подпись под этой бумагой.
После этого фрау Вебер закрепила свой успех, раззвонив на всю Вену новость о том, что Моцарт обещал жениться на её дочери, и петля затянулась на его шее ещё туже.
Констанция великодушно разорвала договор, и этот благородный жест окончательно связал его по рукам и ногам. После такого Моцарт был бы последним подлецом, если бы не женился на ней.
Сопротивление бесполезно
Его отец пылал гневом, наблюдая, как лиса Алиса (Вебер) и кот Базилио (опекун) разыгрывают эту партию против глупого Буратино. Но всё, что он мог сделать — это уговаривать сына не делать этого опрометчивого шага. И Моцарт изо всех сил тянул время.
Но мамаша Вебер поддавала жару. Она поедом ела Констанцию — почему её жених не ведёт её под венец? Доколе он будет тянуть резину? Констанция плакала и жаловалась Моцарту, и в итоге ушла из дома.
Она жила то у одной из богатых приятельниц Моцарта, то у него самого, и её репутация рушилась с громким треском. Моцарт писал отцу жалобные письма, в которых уверял его, что он не может на ней не жениться в такой ситуации! Но тот в ответ умолял его не поддаваться ситуации, которую для него разыграли эти коварные люди, «совратители юношей», как он их называл. И Моцарт не мог его ослушаться.
Но в один прекрасный день младшая сестра Констанции пришла к Моцарту с сообщением, что фрау Вебер написала заявление в полицию с требованием вырвать её дочь из лап распутника и водворить её на место, в родной дом. Наряд с оружием должен явиться завтра. В крайнем случае, послезавтра.
Это известие окончательно добило Моцарта. Он был так напуган, что хотел жениться в тот же день. Но всё же дотерпел до утра, и был очень рад пред алтарём на следующий день, что всё, наконец, закончилось. Брачный договор с кабальными условиями он подмахнул не глядя!
Ещё о Моцарте в Культшпаргалке:
Семь самых популярных шедевров Моцарта