Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол – уже большие сомнения. И что там дальше – во вторых, в третьих… в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси – никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.
Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.
Симфонический оркестр – это комбинация из четырёх групп инструментов.
На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых. Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и в целом – за создание звукового “климата” в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки – не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.
Струнные – как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент – тем ниже звук. Скрипка – альт – виолончель – контрабас. Вот их размеры относительно друг друга:
Слева от дирижёра сидят скрипки, их много. Справа – виолончели:
За ними ещё правей – контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)
Самый невидимый инструмент среди скрипкоподобных – альт. Он чуть побольше скрипки (из зала отличить невозможно, и не пытайтесь). Группа альтов сидит на втором плане.
Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов: поближе – деревянные, за ними – медные.
Самый большой из деревянных духовых – фагот. Его раструб обычно виден на заднем плане.
Кроме фагота в группе деревянных духовых есть ещё кларнеты, гобои и флейты. Флейту узнает любой (хочется надеяться). Хотя, всё же – вот фото:
Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов – из никеля, серебра, золота или платины.
Самая большая путаница с кларнетами и гобоями. По звуку они отличаются резко, а на вид – не очень.
Вот гобоисты с гобоями:
А вот кларнетисты с кларнетами:
Найдите два отличия) Они, конечно, налицо.
Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.
По трубе обычно вопросов нет, а валторна – это то, что закручено как улитка:
Тромбон – это как раз тот инструмент, у которого такая двигающаяся взад-вперед штука (кулиса, если правильно):
Ну и туба – бас, тяжелая артиллерия.
На самом отшибе расположена четвёртая группа оркестра: ударная.
В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера – наковальни, у Сати – печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Слева от литавр на фото – большой барабан.
Всё то же самое, только в урезанном виде можно наблюдать в оперном оркестре. Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них – это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком.
Спасибо за интересную и познавательную публикацию. Я обожаю рассматривать симфоническое исполнение в ТВ. Это слаженная коллективная работа рождает музыку, которая “призвана высекать искру из сердец”. Труд дирижера вызывает особенное уважение.
Людмила Геннадьевна, да, оркестр – это удивительное достижение музыкальной культуры.Можно бесконечно удивляться, как он совершенно устроен.