Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол — уже большие сомнения. И что там дальше — во вторых, в третьих… в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси — никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.
Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.
Симфонический оркестр — это комбинация из четырёх групп инструментов.
На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых. Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и в целом — за создание звукового «климата» в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки — не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.
Струнные — как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент — тем ниже звук. Скрипка — альт — виолончель — контрабас. Вот их размеры относительно друг друга:
Слева от дирижёра сидят скрипки, их много. Справа — виолончели:
За ними ещё правей — контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)
Самый невидимый инструмент среди скрипкоподобных — альт. Он чуть побольше скрипки (из зала отличить невозможно, и не пытайтесь). Группа альтов сидит на втором плане.
Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов: поближе — деревянные, за ними — медные.
Самый большой из деревянных духовых — фагот. Его раструб обычно виден на заднем плане.
Кроме фагота в группе деревянных духовых есть ещё кларнеты, гобои и флейты. Флейту узнает любой (хочется надеяться). Хотя, всё же — вот фото:
Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов — из никеля, серебра, золота или платины.
Самая большая путаница с кларнетами и гобоями. По звуку они отличаются резко, а на вид — не очень.
Вот гобоисты с гобоями:
А вот кларнетисты с кларнетами:
Найдите два отличия) Они, конечно, налицо.
Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.
По трубе обычно вопросов нет, а валторна — это то, что закручено как улитка:
Тромбон — это как раз тот инструмент, у которого такая двигающаяся взад-вперед штука (кулиса, если правильно):
Ну и туба — бас, тяжелая артиллерия.
На самом отшибе расположена четвёртая группа оркестра: ударная.
В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера — наковальни, у Сати — печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Слева от литавр на фото — большой барабан.
Всё то же самое, только в урезанном виде можно наблюдать в оперном оркестре. Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них — это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком.
Спасибо за интересную и познавательную публикацию. Я обожаю рассматривать симфоническое исполнение в ТВ. Это слаженная коллективная работа рождает музыку, которая «призвана высекать искру из сердец». Труд дирижера вызывает особенное уважение.
Людмила Геннадьевна, да, оркестр — это удивительное достижение музыкальной культуры.Можно бесконечно удивляться, как он совершенно устроен.