Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол – уже большие сомнения. И что там дальше – во вторых, в третьих… в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси – никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.

Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.

Симфонический оркестр – это комбинация из четырёх групп инструментов.

На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых. Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и в целом – за создание звукового “климата” в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки – не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.

Струнные – как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент – тем ниже звук. Скрипка – альт – виолончель – контрабас. Вот их размеры относительно друг друга:

Слева от дирижёра сидят скрипки, их много. Справа – виолончели:

За ними ещё правей – контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)

Самый невидимый инструмент среди скрипкоподобных – альт. Он чуть побольше скрипки (из зала отличить невозможно, и не пытайтесь). Группа альтов сидит на втором плане.

Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов: поближе – деревянные, за ними – медные.

Самый большой из деревянных духовых – фагот. Его раструб обычно виден на заднем плане.

Кроме фагота в группе деревянных духовых есть ещё кларнеты, гобои и флейты. Флейту узнает любой (хочется надеяться). Хотя, всё же – вот фото:

Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов – из никеля, серебра, золота или платины.

Самая большая путаница с кларнетами и гобоями. По звуку они отличаются резко, а на вид – не очень.

Вот гобоисты с гобоями:

А вот кларнетисты с кларнетами:

Найдите два отличия) Они, конечно, налицо.

Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.

По трубе обычно вопросов нет, а валторна – это то, что закручено как улитка:

Тромбон – это как раз тот инструмент, у которого такая двигающаяся взад-вперед штука (кулиса, если правильно):

Ну и туба – бас, тяжелая артиллерия.

На самом отшибе расположена четвёртая группа оркестра: ударная.

В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера – наковальни, у Сати – печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Слева от литавр на фото – большой барабан.

Всё то же самое, только в урезанном виде можно наблюдать в оперном оркестре. Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них – это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here