«Во многия мудрости многия печали» — это очень верная мысль. Кто особо в классику не внедряется, тот и сомнений не знает: Штраус — это тот, который вальсы писал. Но если кто-то копнёт немного глубже, то он обнаружит, что Штраусы-композиторы двоятся, троятся и даже четверятся.
Наведём в этом деле ясность.
1. Иоганн Штраус-отец
Он не только отец своего знаменитого сына (о котором ниже), но и отец первой исторической модели шоу-бизнеса. Он основал и наладил производство массовой развлекательной музыки в виде легких вальсов и нарядных маршей, которые полюбила вся Вена, а потом и вся Европа. Штраус-отец исполнял эту музыку со своим оркестром, дирижируя и играя на скрипке одновременно, причём так темпераментно, что это было отдельное увлекательное зрелище.
Несмотря на то, что он написал много всякой музыки, сейчас широкая публика знает его всего лишь по одному маршу, но зато какому!
Марш Радецкого. Этим маршем каждый год Венский филармонический оркестр заканчивает знаменитый Новогодний концерт, который транслируется 1 января по всему миру.
По традиции дирижёр обычно хохмит и дирижирует не только оркестром, но и разнаряженной публикой, которая не жалеет ладоней, организуя ритм-поддержку бравому Маршу Радецкого (Радецкий — это австрийский фельдмаршал).
Вот какие перфомансы устраивают знаменитые дирижёры с этим маршем. Даже деспот Караян улыбается, а Даниэль Баренбойм вообще выступает в роли комика.
Кстати, Штраус-отец уже проходил в Культшпаргалке по двум статьям: «Классики — многодетные отцы» и «Ай-яй-яй, как нехорошо!»
2. Второй Штраус, но по популярности первый — Иоганн Штраус-сын
Это он в молодости, в начале своей карьеры.
А позже, на гребне успеха, он зачем-то отрастил себе вот такие нечеловеческие бакенбарды:
Этих двух Штраусов путают так же часто, как двух Александров Дюма. Но если Дюма-сын так и не превзошёл популярность «Трёх мушкетёров» своего папы, то Штраус-сын оставил своего фатера далеко позади. Именно его называют «королём вальса».
(О нём и его на редкость странном браке был отдельный пост в Культшпаргалке)
Штраус-старший что-то такое недоброе подозревал, ещё когда его сын был мальчиком, и всячески препятствовал его занятиям музыкой. Даже прятал от него скрипку. А потом и наследства лишил.
Но настоящий талант всегда пробьёт себе дорогу, и Штраус-младший стал настоящей звездой. Это он написал все самые популярные вальсы — «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», а также оперетты «Летучая мышь» и «Цыганский барон».
Пока Иоганн Штраус-фатер был жив, он делал всё, чтобы убрать с дороги конкурента-сына. Но сын не останавливался, да ещё и подтянул к музыкальному бизнесу двух своих родных братьев (тоже лишённых папашей наследства). Молодость, конечно, победила.
Братья пойдут у нас пойдут в паре следующим пунктом.
3. Йозеф и Эдуард Штраусы
Их можно не запоминать, а просто иметь в виду, что были такие композиторы. Их вальсы и польки тоже до сих пор активно исполняются в Австрии. Из этих двух братьев больше преуспел Йозеф (на верхнем фото справа), но Эдуард был самым талантливым из всей семьи как дирижёр (на фото слева).
4. Рихард Штраус
Как едко высказался о нём Игорь Стравинский: «Рихард, но не Вагнер. Штраус, но не Иоганн»)
Этот Штраус не имеет никакого отношения к вышеперечисленным представителям вальсового семейства. Он вообще не австриец, а немец, жил уже не в девятнадцатом, а, в основном, в двадцатом веке, и развлекательной музыки не писал. Наоборот, он сочинял очень большие симфонические опусы и серьёзные оперы.
Но широкой публике он знаком всего по одной популярнейшей теме — вступлению к симфонической поэме «Так говорил Заратустра».
Об этой знаменитой теме в Кульшпаргалке можно почитать здесь.