Первый вопрос — а зачем?
Классика — это классика и есть, то есть то, что прошло все фильтры отбора и стало эталоном искусства. Почему не дать ребёнку лучшее?
Классика развивает интеллект, потому что она устороена сложнее, чем, к примеру, рэп или просто песня, и её восприятие — это всегда интеллектуальный процесс. А развитие ребёнка — наша главная задача.
Классика — это прививка против примитива, плохого вкуса и ограниченности. И это очень глубокое удовольствие, фактически — иллюзия счастья. Мы же хотим, чтобы у нашего ребёнка было как можно больше источников радости и счастья?
Второй вопрос — в каком возрасте начинать?
Очень популярны теории, что надо начинать ещё до того, как ребёнок родился. А уж когда родился, то надо прямо сразу включать ему Моцарта погромче. Это, конечно, полная ерунда. Всё, что нужно младенцу — покой, мамины и папины любовные воркования и какие-нибудь звенящие звуки музыкальной погремушки.
А вот месяцев с шести-семи (в среднем) можно потихоньку начинать.
Дальше два вопроса: как? и какую классику выбрать?
Для начала надо отдавать себе отчёт, что маленький ребёнок готов воспринимать абсолютно любую муыку. У него ещё нет предубеждений, что классика — это сложно и скучно, нет отрицательно опыта культ похода всем классом в филармонию на лекцию-концерт «Образ Родины в музыке русских композиторов» или чего-нибудь подобного. У него «чистые уши» и ноль предрассудков. Поэтому, пока он ещё в памперсах , не упускайте воможность украсить его жизнь хорошей музыкой.
Самый благоприятный фон для маленького ребёнка — тишина, поэтому музыку не нужно включать при каждом удобном случае и надолго. Классическая музыка в принципе не фоновая вещь. Она устроена так, что мозг должен активизироваться для её восприятия. Поэтому — ставьте её эпизодически и ненадолго. Музыка — хороший психорегулятор, поэтому ориентируйтесь по настроению ребенка. Кстати, хороший повод послушать музыку — поездка в машине.
Какую классику слушать — более сложный вопрос.
Надёжнее всего ориентироваться на два музыкальных параметра: мажор и ритмичность. Это наверняка. Чёткая структура и светлый характер музыки — то, что надо для ребёнка.
Маленькие дети воспринимают музыку комплексно, прежде всего, через двигательные рефлексы, поэтому музыка должна быть ритмичной. «Элегия» Массне и предсмертная ария Ленского здесь точно не подойдёт. А танцы из «Щелкунчика» будут в самый раз. Многое можно выбрать у Моцарта, Бетховена, Гайдна — у них почти всё в мажоре, ритмично и позитивно.
Вот, например, Гайдн.
Вторая часть из 94-й симфонии
Или эта Cеренада из его же струнного Квартета фа мажор. Дети очень любят тембр скрипки.
Очень хорошо срабатывает привязка музыки к видеоряду. То есть здесь прекрасно подойдёт любимый приёмчик всех родителей — поставить ребёнку мультик и выдохнуть хоть на несколько минут!
И тут можно горячо порекомендовать музыкальную мульт серию HBO «Classical baby». Это для детишек в памперсах и чуть постарше. Да вы и сами от них не оторвётесь)
Вот , например, фантазия по мотивам картины испанского сюрреалиста Жоана Миро и музыки Баха. Дети ещё до года с увлечением это смотрят и слушают.
А вот мульт по Чайковскому: Первый фортепианный концерт и Вальс цветов из «Щелкунчика»
В этих мультиках не только академическая классика, но и фольклорная. Вот здесь, например, все танцуют мамбу, а потом идёт чудесный сюжет про гадкого утенка под музыку Сен-Санса.
Вообще, в этой серии есть всё, что надо для ребёнка: для движения, танца, для спокойного созерцания, и ещё очень хороши колыбельные.
Вот, напоследок, очень душевный мультик на ночь глядя с французской колыбельной песенкой.
Это, конечно, сделано специалистами, плохой и случайной музыки тут нет, прекрасная и разнообразная анимация и временной формат лаконичный — максимум 4 минуты.