Композиторы эпохи Барокко, как правило, уходили в мир иной вместе со своей музыкой. Такова была музыкальная практика в то время. Поэтому ничего парадоксального нет в том, что ВСЕ композиторы этого времени (кроме Генделя) были забыты после своей смерти. Большая часть музыки 17-первой половины 18 веков была возвращена публике уже в 20 веке.
Еще лет 60 назад о Вивальди мало что было известно. Даже даты его рождения и смерти (1678 — 1741) были установлены только в середине 20 века в результате архивных изысканий. На месте его могилы теперь стоит здание Венского технического университета.
История реанимации
История возрождения Вивальди началась со случайного открытия, не имевшему к нему прямого отношени.
Когда в Германии в начале 19 века взялись за музыкально-археологические раскопки наследия Баха, обнаружилось, что несколько его клавирных концертов ему на самом деле не принадлежат. Автором музыки оказался Антонио Вивальди, а концерты Баха представляли собой транскрипции его скрипичных концертов. Бах таким образом осваивал композиторскую технику прославленного итальянца.
То, что сам Иоганн Себастьян Бах учился на концертах Вивальди, сделало имя давно ушедшего в тень времени итальянского композитора более весомым. Иногда, очень редко, его музыка стала звучать в концертах, но особым успехом у публики не пользовалась.
Показательно, что в большинстве европейских музыкальных словарей середины 19 века имя Вивальди вообще не значилось, как будто его не было вовсе. И даже в начале 20 века считалось, что этот композитор был хоть и популярен когда-то, но вряд ли этого заслуживал, поскольку музыка его пуста и однообразна.
Тем не менее на родине Вивальди, в Италии, в 19 веке составили каталог его опубликованных при жизни произведений. Каталог этот был довольно короткий. Между тем в разных документах фигурировала информация о сотнях его концертов и опер. Поэтому энтузиасты начали поиски его рукописей. Главным из них был итальянский музыковед Альберто Джентили.
Поскольку огромное количество старинных нотных и не только нотных рукописей до сих пор лежат мертвым грузом в монастырях, библиотеках и частных собраниях, и доступ к ним невозможен или ограничен, дело это оказалось очень трудным.
И вот в конце 20-х годов 20 века один из монастырей выставил на продажу часть своего архива, чтобы выручить средства на ремонт зданий. В этом архиве Джентили обнаружил 29 томов рукописей Вивальди. Одних концертов только там было около трехсот.
Чтобы эти рукописи не разошлись с аукциона по частным собраниям, нужно было выкупить этот архив целиком. Это стоило немалых денег. Их поиски заняли много времени. Наконец, это приобретение оплатил один частный фонд. Его владелец по фамилии Фоа подарил собрание рукописей Вивальди библиотеке Турина. Этот фонд как раз только что был им основан в честь его умершего маленького сына.
Продолжение истории не лишено мистических совпадений. Изучая драгоценный архив, Джентили обнаружил по нумерации листов, что часть рукописей отсутствует, и продолжил поиски.
Вторая часть коллекции обнаружилась в частном собрании. Его владелец категорически отказался разговаривать о продаже. Прошло три года, прежде чем его удалось уломать. Опять встал вопрос денег. И они нашлись в фонде туринского фабриканта Джордано. Мистика в том, что и этот фонд был основан в честь умершего мальчика — сына Джордано.
Так две детских души освятили возвращение музыки Вивальди к людям.
Возвращение
Прошло какое-то время, пока эти рукописи были расшифрованы и систематизированы. В начале 20 века были обнаружены несколько писем Вивальди, позволивших хотя бы приблизительно восстановить этапы его жизни. Постепенно стали известны даты его рождения и смерти, факты биографии. Имя Вивальди стало обретать всё больший масштаб в контексте истории классической музыки.
К музыковедам-архивистам присоединились исполнители. В 30-е годы итальянский композитор Альфредо Казелла организовал концертную презентацию произведений Вивальди, имевшую большой успех. Итальянский гений был возвращён из небытия.
После Второй мировой войны музыка Вивальди стала быстро входить в концертный оборот. Но глобальную известность, популярность и всеобщую любовь Вивальди получил только в 70-годы, с выходом CD с циклом скрипичных концертов «Времена года». Тогда же был впервые опубликован полный каталог сочинений композитора. С этого времени популярность Вивальди стала увеличиваться в геометрической прогрессии.
Вивальди-хит
Ответ на вопрос, почему Вивальди стал так глобально популярен в наши дни, очевиден: его музыка, написанная более двухсот лет назад, идеальным образом совпала с вкусами нашего времени. Вивальди дал публике идеальный вариант барочной музыки: без сложных философских глубин Баха, без официозности Генделя, без полифонической интеллектуальности и без религиозной ортодоксальности.
Вивальди – это бурлящий итальянский темперамент, громы и молнии эмоций, энергия ритма, но также и великолепное умение выстроить медленную певучую тему. После него все кажется пресноватым и бледным.
У Вивальди все понятно, не длинно и не коротко, все ложится на слух с первого раза, все написано с симпатией к человеку. Из его музыки исходит гармоничное ощущение мира, как будто тебе говорят – все будет хорошо, я точно знаю! И ему хочется верить.
Стравинский высказался однажды в таком духе, что все пять сотен концертов Вивальди — это на самом деле один большой концерт. Это обманчивое впечатление. Каждое свое сочинение он начинает с новой музыкальной идеи, с какой-то музыкальной интриги, которая захватывает внимание и не даёт ему ослабнуть.
Его музыка звучит сейчас во всем мире, его наследие активно продолжает изучаться и осваиваться. На инструментальных концертах Вивальди держится репертуар огромного количества камерных оркестров. Его прекрасные духовные сочинения осваиваются хорами и солистами.
В 21 веке настало время его оперной музыки — новый, головоломно сложный репертуар для вокалистов — техника бельканто в стадии зенита. Это царство высоких голосов, непаханное поле для контртеноров. Ведь во времена Вивальди иногда даже женские партии в операх исполнялись кастратами, не говоря уж о мужских.
👉 Две арии Вивальди на тысячу вольт, вдохновлённые подвигом одной иудейской вдовы
👉Три самые красивые библейские арии Вивальди
👉Три чудесные арии Вивальди о любви