Каким он был?
Если собрать вместе всё, что современники Моцарта писали о его внешности, то получится примерно следующее:
- он был очень маленьким и худым, с непропорционально крупной головой, с большим носом, тусклыми голубоватыми глазами и бледной кожей, покрытой ямками от перенесённой в детстве оспы. Выражение его лица менялось каждую минуту.
- он был необыкновенно подвижен: внезапно вставал и садился, всё время перемещался с места на место, теребил салфетки или шляпу, что-то перебирал в карманах, передвигал стулья, барабанил пальцами по столу. Мог внезапно перепрыгнуть через стул или мяукнуть.
- Моцарт комплексовал по поводу своей внешности и компенсировал это повышенным вниманием к одежде, то есть был щёголем: постоянно менял парики, надевал яркие (особенно любил красные) камзолы, подбирал к ним красивые пуговицы, кружева и красивые часы с цепочками.
Моцарт, непохожий на себя
Когда мы задаёмся вопросом, какой же из его портретов лучше всего передаёт его внешность и начинаем гуглить, мы находим галерею разных Моцартов, совершенно непохожих друг на друга.
Выше подборка самых популярных его изображений. Хочется спросить: кто все эти люди? Ведь никому не придёт в голову, что это один и тот же человек.
Начнём с того, что при жизни Моцарта (не считая детских и отроческих лет) не было написано ни одного его парадного портрета. По какой-то причине он их не заказывал.
Возможно, он стеснялся своей внешности (сейчас бы мы сказали, что он относился к людям, которые не любят фотографироваться) или не любил позировать. Поэтому после смерти Моцарта осталось довольно мало его изображений — чуть больше десятка. Только о них можно сказать: да, это точно он (этот вердикт выносят специалисты Фонда Моцартеума в Зальцбурге).
Детские портреты
Пока Моцарт был юн и находился под родительской опекой, его отец заботился о том, чтобы запечатлеть образ юного гения (не в последнюю очередь с целью рекламы сына-вундеркинда, с котором он объехал всю Европу). Поэтому здесь мы имеем несколько атрибутированных портретов. Здесь Моцарту от шести до четырнадцати. Судя по всему, папа Моцарта экономил на художниках)
А это последний портрет Моцарта в кругу семьи (сестра, отец, покойная мать тоже как бы с ними — в рамке на стене) незадолго до того, как он уедет из Зальцбурга в Вену и начнет самостоятельную жизнь. Ему здесь 24.
Взрослый Моцарт
После того, как Моцарт переехал в Вену и женился, была только одна попытка нарисовать его большой портрет маслом: его шурин Йозеф Ланге — художник-любитель — хотел сделать на основе ранее написанных им миниатюр Вольфганга и Констанции их портреты. Предполагалось, что Моцарт будет изображён за фортепиано. Но по какой-то причине Ланге написал только портрет Констанции, а Моцарту опять не повезло: картина осталась недописанной.
Кстати, очень подходящее название для этого его печального портрета — «Не повезло…»)
А дальше все изображения Моцарта представляют собой миниатюры. Чаще в профиль.
С третьего в этом ряду медальона Констанция заказала себе копию на пряжку пояса, украшенную драгоценностями (так уж она любила своего Вольфи!). Вот эту:
Моцарт-опус-пост
После того, как Моцарт внезапно умер, его слава стала медленно, но неуклонно расти. И если при жизни он был одним из крупных композиторов Вены, то теперь он обошёл всех своих современников и стал великим классиком.
И тут оказалось, что человечество не готово принять тот его образ, который был запечатлён при жизни. Разве может быть этот маленький человечек с косичкой, длинным носом и короткой шеей нашим любимым МОЦАРТОМ? Нет, конечно.
И началась кампания по исправлению Моцарта. Стали писаться новые портреты, картины, печататься открытки, на которых он изображался не таким, каким он был, а таким, каким мы бы хотели, чтоб он был.
Так был написан знаменитый посмертный портрет Моцарта в красном камзоле, который знаком всем и каждому. Он был создан спустя 28 лет после смерти композитора художницей (её звали Барбара Крафт), которая никогда Моцарта не видела и просто переписала его фигуру с семейного портрета работы Иоганна Непомука (см. выше).
Но смотрите, как она это сделала: убрала неуверенность во взгляде, сделала плечи пошире, цвет лица получше, поправила осанку, пририсовала пару дополнительную куделек на парике, и получился такой молодцеватый и даже чуть высокомерный красавец-щёголь.
Вот это совсем другое дело! Такой Моцарт всем понравится. Теперь он на календарях, в биографиях Моцарта, в учебниках музыкальной литературы, в витринах, на коробках конфет, вазах, шкатулках, магнитах, в Зальцбурге даже куклы такие продают.
Этого робко смотрящего неказистого Моцарта тоже перерисовали в красавца-аристократа. Вот теперь сразу видно — гений!
А дальше пошли уже вольные романтические импровизации на тему гламурно-прекрасного Моцарта:
Моцарт-бренд
В 20 веке Моцарт стал торговым брендом. Появились специальные портреты для конфет
для сигарет
Даже этих на фирменных Mozartkugeln — шоколадных конфетах ручной работы — с изображением медальона Леонарда Поша (см.выше) Моцарт как-то сильно изменился в лице.
Моцарт-фейк (или не фейк?)
В 21 веке эпопея с новыми портретами Моцарта продолжилась, теперь уже по кальке истории с детьми лейтенанта Шмидта. То и дело всплывают, откуда ни возьмись, его портреты, которые лет 200 мирно висели по галереям и частным собраниям, а потом вдруг кому-то пришло в голову, что на них изображён никто иной, как Моцарт.
Фантазии людей стимулируются тем, что эти портреты в случае атрибутирования их специалистами в сотни раз поднимаются в цене.
Процесс атрибутирования выглядит странно. Если Моцарт писал в одном из писем, что он хочет себе камзол красного цвета с перламутровыми пуговицами, то значит, что господин в красном камзоле на этом портрете Моцарт и есть. Нос большой, парик на месте, что вам ещё нужно?
Или вот этот не очень молодой симпатичный мужчина, оказывается, тоже Моцарт. Ничего, что Моцарт никогда не был немолодым и умер в 35. Специалисты уверяют, что здесь он выглядит старше своих лет, потому что болел всё время, образ жизни вёл беспорядочный (хотя, вроде, и не болел Моцарт особо, и даже на плохой аппетит не жаловался).
Хотя, если приглядеться — да, что-то есть…)
В итоге по факту оказалось так, что скромный маленький и некрасивый Моцарт был стыдливо задвинут в тень, а фейковый красавец на посмертных портретах занял его место в нашем сознании. Правильно Пушкин сказал устами Сальери: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя».