Каким он был?

Если собрать вместе всё, что современники Моцарта писали о его внешности, то получится примерно следующее:

  • он был очень маленьким и худым, с непропорционально крупной головой, с большим носом, тусклыми голубоватыми глазами и бледной кожей, покрытой ямками от перенесённой в детстве оспы. Выражение его лица менялось каждую минуту.
  • он был необыкновенно подвижен: внезапно вставал и садился, всё время перемещался с места на место, теребил салфетки или шляпу, что-то перебирал в карманах, передвигал стулья, барабанил пальцами по столу. Мог внезапно перепрыгнуть через стул или мяукнуть.
  • Моцарт комплексовал по поводу своей внешности и компенсировал это повышенным вниманием к одежде, то есть был щёголем: постоянно менял парики, надевал яркие (особенно любил красные) камзолы, подбирал к ним красивые пуговицы, кружева и красивые часы с цепочками.

Моцарт, непохожий на себя

Когда мы задаёмся вопросом, какой же из его портретов лучше всего передаёт его внешность и начинаем гуглить, мы находим галерею разных Моцартов, совершенно непохожих друг на друга.

Выше подборка самых популярных его изображений. Хочется спросить: кто все эти люди? Ведь никому не придёт в голову, что это один и тот же человек.

Начнём с того, что при жизни Моцарта (не считая детских и отроческих лет) не было написано ни одного его парадного портрета. По какой-то причине он их не заказывал.

Возможно, он стеснялся своей внешности (сейчас бы мы сказали, что он относился к людям, которые не любят фотографироваться) или не любил позировать. Поэтому после смерти Моцарта осталось довольно мало его изображений – чуть больше десятка. Только о них можно сказать: да, это точно он (этот вердикт выносят специалисты Фонда Моцартеума в Зальцбурге).

Детские портреты

Пока Моцарт был юн и находился под родительской опекой, его отец заботился о том, чтобы запечатлеть образ юного гения (не в последнюю очередь с целью рекламы сына-вундеркинда, с котором он объехал всю Европу). Поэтому здесь мы имеем несколько атрибутированных портретов. Здесь Моцарту от шести до четырнадцати. Судя по всему, папа Моцарта экономил на художниках)

А это последний портрет Моцарта в кругу семьи (сестра, отец, покойная мать тоже как бы с ними – в рамке на стене) незадолго до того, как он уедет из Зальцбурга в Вену и начнет самостоятельную жизнь. Ему здесь 24.

 Иоганн Непомук делла Кроче, ок. 1780 г.
Иоганн Непомук делла Кроче, ок. 1780 г.

Взрослый Моцарт

После того, как Моцарт переехал в Вену и женился, была только одна попытка нарисовать его большой портрет маслом: его шурин Йозеф Ланге – художник-любитель – хотел сделать на основе ранее написанных им миниатюр Вольфганга и Констанции их портреты. Предполагалось, что Моцарт будет изображён за фортепиано. Но по какой-то причине Ланге написал только портрет Констанции, а Моцарту опять не повезло: картина осталась недописанной.

Кстати, очень подходящее название для этого его печального портрета – “Не повезло…”)

А дальше все изображения Моцарта представляют собой миниатюры. Чаще в профиль.

1)  и 2) миниатюры неизвестных авторов; 3)Leonard Posch, 1788;  4)Dorothea Stock, 1789.
1) и 2) миниатюры неизвестных авторов; 3)Leonard Posch, 1788; 4)Dorothea Stock, 1789.

С третьего в этом ряду медальона Констанция заказала себе копию на пряжку пояса, украшенную драгоценностями (так уж она любила своего Вольфи!). Вот эту:

Моцарт-опус-пост

После того, как Моцарт внезапно умер, его слава стала медленно, но неуклонно расти. И если при жизни он был одним из крупных композиторов Вены, то теперь он обошёл всех своих современников и стал великим классиком.

И тут оказалось, что человечество не готово принять тот его образ, который был запечатлён при жизни. Разве может быть этот маленький человечек с косичкой, длинным носом и короткой шеей нашим любимым МОЦАРТОМ? Нет, конечно.

И началась кампания по исправлению Моцарта. Стали писаться новые портреты, картины, печататься открытки, на которых он изображался не таким, каким он был, а таким, каким мы бы хотели, чтоб он был.

Так был написан знаменитый посмертный портрет Моцарта в красном камзоле, который знаком всем и каждому. Он был создан спустя 28 лет после смерти композитора художницей (её звали Барбара Крафт), которая никогда Моцарта не видела и просто переписала его фигуру с семейного портрета работы Иоганна Непомука (см. выше).

Но смотрите, как она это сделала: убрала неуверенность во взгляде, сделала плечи пошире, цвет лица получше, поправила осанку, пририсовала пару дополнительную куделек на парике, и получился такой молодцеватый и даже чуть высокомерный красавец-щёголь.

Вот это совсем другое дело! Такой Моцарт всем понравится. Теперь он на календарях, в биографиях Моцарта, в учебниках музыкальной литературы, в витринах, на коробках конфет, вазах, шкатулках, магнитах, в Зальцбурге даже куклы такие продают.

Этого робко смотрящего неказистого Моцарта тоже перерисовали в красавца-аристократа. Вот теперь сразу видно – гений!

А дальше пошли уже вольные романтические импровизации на тему гламурно-прекрасного Моцарта:

Моцарт-бренд

В 20 веке Моцарт стал торговым брендом. Появились специальные портреты для конфет

для сигарет

Даже этих на фирменных Mozartkugeln – шоколадных конфетах ручной работы – с изображением медальона Леонарда Поша (см.выше) Моцарт как-то сильно изменился в лице.

Моцарт-фейк (или не фейк?)

В 21 веке эпопея с новыми портретами Моцарта продолжилась, теперь уже по кальке истории с детьми лейтенанта Шмидта. То и дело всплывают, откуда ни возьмись, его портреты, которые лет 200 мирно висели по галереям и частным собраниям, а потом вдруг кому-то пришло в голову, что на них изображён никто иной, как Моцарт.

Фантазии людей стимулируются тем, что эти портреты в случае атрибутирования их специалистами в сотни раз поднимаются в цене.

Процесс атрибутирования выглядит странно. Если Моцарт писал в одном из писем, что он хочет себе камзол красного цвета с перламутровыми пуговицами, то значит, что господин в красном камзоле на этом портрете Моцарт и есть. Нос большой, парик на месте, что вам ещё нужно?

Портрет неизвестного (Моцарта?). Йозеф Хиккель (?), 1783
Портрет неизвестного (Моцарта?). Йозеф Хиккель (?), 1783

Или вот этот не очень молодой симпатичный мужчина, оказывается, тоже Моцарт. Ничего, что Моцарт никогда не был немолодым и умер в 35. Специалисты уверяют, что здесь он выглядит старше своих лет, потому что болел всё время, образ жизни вёл беспорядочный (хотя, вроде, и не болел Моцарт особо, и даже на плохой аппетит не жаловался).

Портрет неизвестного (Моцарта?) работы Иоганна Геора Эдлингера, ок.1790 г.
Портрет неизвестного (Моцарта?) работы Иоганна Геора Эдлингера, ок.1790 г.

Хотя, если приглядеться – да, что-то есть…)

В итоге по факту оказалось так, что скромный маленький и некрасивый Моцарт был стыдливо задвинут в тень, а фейковый красавец на посмертных портретах занял его место в нашем сознании. Правильно Пушкин сказал устами Сальери: “Ты, Моцарт, недостоин сам себя”.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here