Лет двести назад в опере царили примы сопрано. Но начиная с Энрико Карузо тенора постепенно перетащили одеяло популярности на свою сторону.
На первый взгляд кажется, что все тенора примерно одинаковы, отличие только в том, что одни поют хорошо, а другие плохо. Но это не совсем так.
Тенор тенору — рознь, потому что герои в операх тоже совершенно разные. Героический Зигфрид (у Вагнера), на куски изрубивший мечом огромного дракона — это одно, и тенор у него должен быть особый. А какой-нибудь робкий влюбленный страдалец, вроде Неморино (из «Любовного напитка» Доницетти) — это совсем другая песня. И тут нужен другой тенор.
Все разновидности голосов, в том числе и теноров, специалисты давно уже классифицировали и вписали в схемы (есть, например, немецкая — Fach). Живые тенора, конечно, не всегда в них вписываются.
Не будем погружаться в эти тонкости и выделим три главных типа теноров: лирический, драматический и — средний между ними — лирико-драматический. На примерах всё станет ясно.
Лирические
В лирическом теноре главное — красота тембра, певучесть и легкость. Если ещё к этому прилагается вкус и интеллект, то получается наслаждение для ушей в чистом виде! Не случайно советские оперные фанатки («козлистки» и «лемешистки») развернули свои баталии именно вокруг двух лирических теноров.
Сейчас стандарты у этих голосов несколько другие, но тоже есть, кого послушать и кем восхититься.
Замечательной красоты голос у американца Майкла Спайрза. Он сейчас в зените своей карьеры.
Чистое наслаждение слушать, как он поёт арию Вертера из оперы Массне.
Другой известный лирический тенор, живущий сейчас в Италии — наш Максим Миронов — специализируется на белькантовых партиях в операх Россини и Моцарта.
Тут нужна виртуозная вокальная техника — умение петь все эти головоломные колоратуры и легко ставить рекорды высоты. У Максима очень мягкий, сверхлегкий и пластичный тенор.
Эту арию принца Рамиро из оперы Россини «Золушка» Максим к своим 37 годам спел уже больше двухсот раз.
Хороших лирических теноров сейчас довольно много: Пётр Бечала, Хавьер Камарена, Питер Браунли, Марсело Альварес.
Самый популярный лирический тенор на сегодняшней день — Хуан Диего Флорес. Его верхнее «до» самое верхнее) Он уже обсуждался в культшпаргалке про самых известных теноров.
Лирико-драматические
Там, где не просто лирические вздохи, а совсем уж нешуточные страсти, выходят на сцену лирико-драматические тенора. Их персонажи в глубине души лирические натуры, но всегда с бурными эмоциональными выплесками в моменты кульминаций: попавший в серьёзный жизненный переплёт Каварадосси из «Тоски», доведённый до отчаяния Хосе в «Кармен» или обезумевший Герман из «Пиковой дамы».
У лирико-драматических теноров более звучные, яркие и, как любят говорить вокалисты — крепкие голоса.
Знаменитая теноровая троица — Паваротти, Доминго, Каррерас — это как раз они.
В этом же ряду Роберто Аланья, Роландо Вильясон, Витторио Григоло, Джозеф Каллейя.
Драматические
Драматические тенора — большой дефицит во все времена, а сейчас — особенно. Нагрузка на голосовой аппарат у них грандиозная, потому что на сцене их герои испытывают страдания на грани жизни и смерти или любовь такого же накала. Это почти всегда именно герои, такие как Радамес и Отелло у Верди или Зигмунд и Зигфрид у Вагнера.
На сегодняшний день драматические тенора в меньшинстве. Поэтому так редко можно услышать достойное исполнение драматических партий без крика и взятых «жимом» на последнем издыхании верхних нот.
Чтобы было понятно, как звучат драматические тенора, надо вспомнить имена из прошлого: Марио дель Монако или Владимир Атлантов.
Первый номер из наших драматических теноров — Владимир Галузин.
С небольшой натяжкой к этой группе можно отнести популярнейшего Йонаса Кауфмана. Ему чуть-чуть не хватает внутренней мощи и стали в голосе. Он, правда, компенсирует это свои интеллектом и хорошей вокальной техникой, но тем не менее критики в свой адрес он получает немало.
Хороший драматический голос у аргентинского тенора Хосе Кура.
Здесь он поёт романс Радамеса из «Аиды» Верди, практически идеально.
p.s. Из этого обзора намеренно выпущены две довольно специфические сферы оперного вокала, фактически касты: барочная музыка (Гендель, Пёрселл, Рамо) и Вагнер. Там свои герои.