Из двадцати детей Иоганна Себастьяна Баха, рождённых в двух браках, пережили возраст младенчества только десять: шестеро мальчиков (трое из них носили имя Иоганн) и четыре девочки.
Дочери
Одна из дочерей — Элизабет Юлиана Фридерика вышла замуж за одного из учеников Баха. Этот факт примечателен тем, что именно она продлила род Бахов до наших дней. Потомки Иоганна Себастьяна Баха по её линии живут сейчас где-то в Америке.
Три её сестры остались старыми девами. Все они бедствовали. Известно, что Бетховен в свое время участвовал в благотворительных концертах в пользу совсем обнищавшей последней оставшейся в живых дочери Баха. Её звали Регина Сусанна.
Сыновья
Что касается шести сыновей Баха, то вектор их карьеры был задан профессией отца, деда и вообще всей музыкальной династией Бахов.
То есть все сыновья Баха стали музыкантами.
Их успехи на этом поприще были неодинаковыми, что совершенно закономерно. Но в целом можно только поразиться педагогической одарённости их отца (Бах сам занимался музыкальным образованием своих детей). Ведь четверо из его детей не просто стали хорошими музыкантами, они повлияли на развитие европейской музыки, и их биографии есть во всех энциклопедиях. Вряд ли найдется хоть один другой отец, который может похвастаться ТАКИМИ результатами своего воспитания.
1. Вильгельм Фридеман Бах («галльский Бах»)
Он был первым, старшим и самым любимым сыном Баха, и прославился как виртуозный клавесинист, композитор и легендарный органист. Отец дал ему великолепную музыкальную подготовку. До сих пор дети всего мира учатся играть на фортепиано по сборнику инвенций, прелюдий и прочих пьес, которые Иоганн Себастьян Бах написал для своего первенца (он называется «Нотная книжечка Вильгельма Фридемана Баха»). Кроме того, Вильгельм Фридеман получил юридическое университетское образование (как и его братья), и вообще был способнейшим человеком.
Но его импульсивная и беспорядочная натура мешала ему достичь высот в своей карьере. После смерти отца, который всегда контролировал его служебное продвижение, он пустился во все тяжкие, и в итоге умер в бедности, оставив вдову и дочь без средств к существованию. Его могила утеряна.
Однако же среди сыновей Баха считалось, что только он один приблизился по таланту и учености к их великому отцу. Кстати, он был очень на него похож.
Вильгельму Фридеману досталась большая часть бесценных рукописей его отца, к которым он относился крайне безалаберно: то выдавал их за свои сочинения, то раздавал рукописи отца в счёт своих долгов, то вообще забывал драгоценный архив на старой квартире при переезде. «Благодаря» ему, многие рукописи его великого отца были утеряны.
2. Карл Филипп Эммануил Бах («берлинский» или «гамбургский Бах»)
При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой достиг этот его сын. Если для нас «Бах» — это, конечно же, Иоганн Себастьян, то для меломана второй половины 18 века это имя подразумевало только Карла Филиппа.
Он был знаменитым клавесинистом и вообще мастером на все руки. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. «Мы все дети, а он отец», — восторженно говорил о нём Моцарт. Карл Филипп Бах оказал сильное влияние и на Бетховена, что видно в его Патетической и Лунной сонатах.
3. Иоганн Кристоф Фридрих Бах («бюккебургский Бах»)
Этот сын Баха был ребёнком от его второго брака, и он оказался в тени своих более одарённых братьев. Он унаследовал некоторые черты характера своего отца: не был тщестлавен, отличался добросовестностью и трудолюбием, был хорошим семьянином и многодетным отцом. Кстати, один из его сыновей (единственный из внуков Иоганна Себастьяна Баха) стал профессиональным музыкантом.
45 лет он прослужил в качестве капельмейстера на одном месте — в немецком городе Бюккебурге при дворе графа Шаумбург-Липпе, и пользовался большим уважением всех, кто его знал. Но его музыкальная одарённость уступала его трудолюбию.
4. Иоганн Кристиан Бах («миланский» или «лондонский Бах»).
Его портрет написал сам Томас Гейнсборо.
Этот Бах был младшим сыном Иоганна Себастьяна. Он был очень знаменитым и популярным композитором при жизни, сочинявшим в модном «галантном» стиле.
Иоганн Кристиан дальше всех своих родственников отошёл от семейных традиций. Во-первых, он в отличие от всех других Бахов, постоянно живших в Германии, искал счастья за границей и жил сначала в Милане, а потом в Лондоне. Во-вторых, он отрёкся от протестантской религии и крестился в католичестве, за что был осуждён семьёй. И в-третьих, он единственный из всех Бахов сочинял оперы.
Его очень любил как композитора и человека Моцарт, который в юности копировал его стиль.
Природа отдохнула на двух оставшихся сыновьях Баха.
5. Готфрид Генрих Бах
Он страдал слабоумием, хотя был очень одарён музыкально и хорошо играл на клавесине. В семье относились к нему с любовью, и после смерти отца он до конца своих дней жил в доме старшей сестры.
6. Иоганн Готфрид Бернхард Бах
Этот сын отлично иллюстрирует известную пословицу «в семье не без урода». Он тоже был музыкантом (органистом), но был склонен к авантюрному образу жизни, и принёс много страданий отцу. Он был игроком и кутилой, игнорировал свои служебные обязанности, брал у кого только можно деньги взаймы и никому не отдавал. Его отцу приходилось объясняться с возмущённым начальством сына и оплачивать все его долги.
В итоге Готфрид бросил очередную работу, на которую его пристроил отец, и исчез из поля зрения семьи на год. Поиски ни к чему не привели. Спустя год Иоганн Себастьян получил извещение о смерти сына. Готфриду Бернхарду было 24 года.
Постскриптум с ложкой дёгтя.
Все дети Баха (исключая блудного Готфрида) были дружны между собой и всегда поддерживали друг друга.
И так же дружно они бросили на произвол судьбы свою мать и мачеху — вторую жену своего отца Анну Магдалену, когда Иоганн Себастьян умер. Она осталась одна с тремя маленькими дочерьми на руках, была выселена из служебного жилья в маленькую квартирку на окраине Лейпцига, и жила фактически на подаяния соседей. Позже она заболела и закончила свои дни в местной богадельне в 59 лет. Её сыновья и пасынки, которых она вырастила (всего она родила 13 детей), в это время занимали престижные и денежные посты, но никто не прислал ей даже талера. Этот факт совершенно не поддаётся объяснению.
Где её могила — неизвестно, поскольку она была погребена в общем захоронении для нищих.
Это как-то омрачает все блестящие заслуги сыновей Баха.
Тем не менее, они создали в музыке новый стиль и затмили славу своего отца. Но когда в начале 19 века была возвращена к публике музыка Иоганна Себастьяна Баха, ситуация поменялась на противоположную: тень его гения на сто лет накрыла творчество его сыновей. Только в середине 20 века началась систематизация их наследия, издание нот и записи музыки.