Проблема детей всех знаменитых людей в том, что им суждено до конца своих дней быть не самими собой, а потомками великих. Тень от фигуры родителя почти не оставляет им шанса на то, чтобы развернуть в полную силу свою индивидуальность. И это почти трагично.
Лучше бы классикам не иметь детей, чтобы нам не видеть, как бесславно угасал их род.
Дети Моцарта — характерный тому пример.
За девять лет брака у Моцарта и его жены Констанции родилось шестеро детей: четверо мальчиков и две девочки. Двое сыновей и обе девочки умерли почти сразу после рождения. В итоге после смерти Моцарта ( в 35 лет) его вдова осталась с двумя мальчиками на руках: старшему было 7 лет, младшему — 5 месяцев.
Вот они спустя несколько лет после смерти отца. Слева — Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, справа — Карл Томас Моцарт.
На парном портрете выше хорошо видно, что оба сына Моцарта на него не похожи. Вот его детский портрет. Маленький Вольфганг был светловолосый и голубоглазый.
Скорее, сыновья пошли в мать — яркую кареглазую брюнетку Констанцию.
Вопрос образования детей Констанция решила однозначно: дети Моцарта должны быть музыкантами, а кем же ещё?
Старший — Карл Томас
Он был в семь лет (сразу после смерти отца) отправлен в Прагу и учился там музыке под присмотром ближайшего друга его отца — Франца Душечки. Но музыка была для него выжженным полем: ему нечего было там делать после отца. Поэтому он делал попытки свернуть с этого курса.
В итоге он устроился на государственную службу в Италии и прожил размеренную и скучную жизнь чиновника.
Почему-то очень печально смотреть на его портрет. И это Моцарт…
Карл смирился с тем, что в любом случае выше статуса «сын Вольфганга Амадея Моцарта» он не прыгнет, делал всё, что было в его силах, чтобы поддерживать память об отце, и это лучшее, что он сделал в своей жизни.
Он был одиноким и не оставил после себя детей.
Младший — Франц Ксавьер
Ему было пять месяцев, когда умер отец, так что он его практически не знал. Его мать, оказавшись в положении вдовы человека, оставившего после себя одни долги, вынуждена была выкручиваться каким-то образом, и она сочинила миф о «маленьком Моцарте-2»,в котором возродился дух его отца, и начала его раскручивать. Она стала называть малыша не иначе как Вольфгангом Амадеем, пристроила его на бесплатное обучение к Сальери и Гуммелю (это известный виртуоз, ученик Моцарта), и как только сын чему-то научился, стала организовывать концерты «Вольфганга Амадея Моцарта-младшего», надеясь на этом заработать.
Но Федот был не тот, и публика это быстро поняла. Самое плохое, что в сознании мальчика на всю жизнь закрепилось это клеймо «не того», неудачной копии, жалкого подобия своего великого отца. Которого он, естественно, боготворил.
Он был сломлен, уехал из Вены подальше от равнодушной матери, и почти всю оставшуюся жизнь (30 лет) тихо прожил во Львове в качестве гувернёра и учителя музыки. Его фамилия, конечно, давала ему бонусы, и его подопечными были ученицы и ученики знатных семейств.
Он сочинил немного музыки, она почти вся меланхолическая и очень средняя, хотя сделана вполне качественно. Совершенно невозможно смотреть на неё иначе, чем с высочайшей точки обзора, установленной Моцартом, настоящим Вольфгангом Амадеем. Это неправильно, конечно, но иначе не получается.
Вот простенькое Рондо для флейты и фортепиано
Франц Ксавьер, как и его брат, никогда не был женат и тоже умер бездетным.
И в этом есть какая-то историческая справедливость. Моцарта и отцом-то представить трудно, а уж вообразить, что у него могли быть внуки…
Здесь младший сын Моцарта в последний год жизни. Он был тяжело болен туберкулёзом.