Было время, когда достижения научно-технического прогресса вдохновляли композиторов не меньше, чем природа или любовь. Паровозы, автомобили и аэропланы ускоряли жизнь человека и меняли её навсегда.
И пока лошадь 🐴 печально жевала свой овёс, кося глазом на механических конкурентов, композиторы воспевали технологические чудеса в своих сочинениях.
Вот несколько примеров в порядке хронологии.
🚆 Михаил Иванович Глинка. «Попутная песня» на стихи Нестора Кукольника (1840)
В этой песне из вокального цикла «Прощание с Петербургом» Глинка воспел первую российскую железную дорогу.
Она была запущена в 1837 году и соединила Санкт-Петербург с Царским селом (годом позже — с Павловском). Паровозы (тогда в России их называли пароходами) и вагоны были заказаны в Англии. Скорость захватывала дух: аж 35 км в час! А то и все 40.
Но натура романтика даже паровозную тему сведёт к любовным переживаниям. Так что, не столько паровой двигатель виновник этой бурной музыкальной эйфории, сколько жажда скорого свидания.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
В «Попутной песне» такой стремительный темп, что её текст превращается в настоящую скороговорку. Попробуйте произнести очень быстро (даже не пропеть!) такое: «и быстрее, шибче воли, мчится поезд в чистом поле». А если хором?
Большой детский хор Всесоюзного телевидения и радио под управлением Виктора Попова делает это на «пять». (А паровоз в ролике не аутентичный).
🚠 Луиджи Денца. Неаполитанская песня «Funiculì funiculà » на стихи Джузеппе Турко (1880)
«Фуникули фуникуля» в припеве этой жизнерадостной и очень популярной песенки — не просто игра слов. Это про новый фуникулёр, построенный для того, чтобы доставлять туристов к кратеру Везувия и обратно.
Об этой песне была 👉отдельная культшпаргалка, поэтому переходим к следующему номеру списка.
🚜 Мийо. «Сельскохозяйственные машины» (1919)
Однажды в Париже (это было в 1913 году) Мийо пошёл за компанию с одной знакомой дамой, которой срочно нужно было купить новую шляпку сенокосилку, на выставку-продажу сельхозоборудования.
Он унёс с этой выставки каталог, а через шесть лет написал на его тексты вокальный цикл из шести песен («пасторалей») с такими названиями: «Зерноуборочный комбайн», «Сенокосилка», «Сноповязалка», «Сеялка» «Дренажный плуг», «Ворошилка». Каждую из них он посвятил одному из своих друзей, известных в истории музыки как «Французская шестёрка» («les Six»).
Музыка действительно звучит вполне пасторально. Никогда не подумаешь, что в тексте говорится не о жаворонках, ручейках и миловидных пейзанках, о вот об этом — дословно:
“Зерноуборочный комбайн наиболее целесообразно использовать в тех районах, где солома имеет низкое качество. Благодаря механизму с широким режущим устройством, комбайн позволяет обрабатывать площадь от двенадцати до пятнадцати гектаров в день.”
🚆 Артюр Онеггер. «Пасифик-231» (1923)
Пасторальные сенокосилки и лирические сноповязалки Мийо (кстати, одну из них он посвятил Онеггеру) меркнут перед этой шумной симфонической пьесой, которая стала пионером музыкального конструктивизма и принесла его автору несколько скандальную, но вполне заслуженную мировую славу.
«Пасифик-231″ — это мощный и быстрый железнодорожный локомотив, сделанный во Франции в 1911 году. Вес около 300 тонн, скорость до 120 км в час.
Онеггер серьёзно увлекался паровозами, знал в них толк, и не пожалел скрипок с фаготами и тромбонов с контрабасами, чтобы передать всю поэзию новых звучаний: шум вырывающегося пара, свисток машиниста, стук железных колёс и мощное дыхание новых скоростей 20 века.
В 1931 году советский кинорежиссёр Михаил Цехановский снял то, что сегодня мы называли бы клипом на эту музыку. Архив, но сделано очень хорошо.
🚉 Стив Райх. «Разные поезда» (1988)
Дальше всех от «Попутной песни» Михаила Ивановича Глинки ушёл по рельсам в железнодорожной теме знаменитый американский минималист Стив Райх.
Его «Разные поезда» для струнного квартета и магнитофонной ленты с записью человеческих голосов построены на базовом принципе музыкального минимализма: повторения мотивов с постепенным смещением.
Чтобы понять — как это, надо послушать. Это первая часть (из трёх).
Теперь вернёмся в 20-годы, потому что помимо транспортной темы в это время в музыке мощно расцвела тема заводов, фабрик и всего, что с этим связано.
Естественно, что тут впереди планеты всей шли советские композиторы, потому что, во-первых, революция, а во-вторых, индустриализация. Долой буржуазные мерихлюндии, даёшь коммунизм, да здравствует социалистическое строительство!
Нигде не было такого бурного и бескомпромиссного музыкального авнгарда, как в СССР в 20-е годы. Примеров множество, остановимся на двух, самых характерных.
🏭 Арсений Авраамов. «Симфония гудков» (1922)
Симфония гудков — это не метафора. Именно фабричные, заводские, пароходные, автомобильные гудки составляли основу это музыки. Плюс тяжелая артиллерия, ружейные и пулемётные выстрелы, шум моторов, колокола, духовой оркестр и хор, поющий «Интернационал». Для дирижёра, оснащённого сигнальными флагами, строится специальная вышка с телефонной связью.
Симфония предназначалась для празднования революционных дат и была исполнена дважды: в Баку и Москве.
Это реконструкция, но представление получить можно.
🏭 Анатолий Мосолов. «Завод. Музыка машин» (1927)
Эта симфоническая пьеса — единственное, что осталось от недописанного балета Мосолова на индустриальную тему. Она сразу же приобрела громкую известность в мире, благодаря очень яркому изображению могучей индустриальной эйфории вполне традиционными средствами симфонического оркестра. Правда, в ударною группу автор ввёл партию железного листа для пущего реализма.
Звучит действительно впечатляюще.