Лет 200-300 назад вокализом называли упражнение для голоса, которое пелось на какой-нибудь гласный звук. Это примерно то же самое, что этюд для пианиста или любого другого инструменталиста.
Но в начале XX века появились концертные вокализы – практически арии без слов.
Вот три самые известные.
✔️️ “Вокализ” Сергея Рахманинова
Он посвящён Антонине Неждановой – страстной поклоннице таланта Рахманинова, исполнительнице его романсов. Они дружили семьями и некоторое время работали вместе в Большом театре.
Нежданова стала первой исполнительницей “Вокализа” и получила в подарок от автора его рукопись.
В “Вокализе” характерный рахманиновский сплин и великолепной красоты мелодия. Она написана в баховской манере, но при этом абсолютно русская.
Рахманинов предназначал этот “Вокализ” для сопрано или тенора. Его пели когда-то и Козловский, и Гедда. Но лучше он звучит всё же в женском варианте.
Американское сопрано Анна Моффо.
✔️️Ария из “Бразильской бахианы” №5 Эйтора Вилла-Лобоса
Вилла-Лобос – это бразильский классик и вообще самый крупный композитор Южной Америки 20 века. Его главная идея заключалась в соединении бразильской национальной музыки и баховского стиля.
Каждая из его девяти “Бразильских бахиан” включает в себя от двух до четырёх частей. Тут есть токкаты, прелюдии, фантазии и фуги, которые звучат вполне в бразильском духе и перемежаются с национальными жанрами.
В каждой из девяти “бахиан” свой инструментальный состав. Самая знаменитая – Пятая – написана для сопрано и восьми виолончелей. Собственно, знаменита не вся эта Пятая “бахиана”, а её первая часть (всего их две), которая называется “Ария”.
В середине Арии есть небольшой речитатив со словами. Там говорится о луне, смотрящейся в зеркало морской глади, и прозрачному облачку, медленно плывущему по ночному небу.
Элина Гаранча.
А здесь хороший вариант для гитары и сопрано – 👉🎧 Натали Дессей.
✔️️Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра
Тяжелая задача для колоратурного сопрано спеть на сцене большой и сложный вокализ с оркестром всего лишь с маленькой паузой между двумя частями.
Тем более, что задача перед певицей стоит не только техническая: ей надо сказать без слов очень важные вещи. Этот концерт Глиэр писал в самое тяжёлое военное время – в 1942 году.
Сразу после окончания войны он получил за этот концерт Сталинскую премию.
Галина Ковалёва
✔️️”Соловей и Роза” Камиля Сен-Санса
В 1902 году Сен-Санс написал музыку к спектаклю по пьесе Джейн Диулафой “Парисатис”. Теперь она не исполняется и практически забыта. Кроме этого прекрасного вокализа для колоратурного сопрано.
Вокальная партия – музыкальная имитация соловьиного пения тихой майской ночью, испытание на лёгкость, чистоту и подвижность голоса. В этом ролике поёт Евгения Мирошниченко.
А здесь более качественная запись, но несколько иная трактовка этого вокализа 👉Натали Дессей.