Если попросить любого человека, не очень близкого к классической музыке, назвать известных пианистов и скрипачей, он наверняка хоть парочку вспомнит. Скорее всего, Мацуева и Паганини. Возможно, кто-то даже слышал о виолончелисте Ростроповиче. Но вот с гитаристами — совершенно безнадёжное дело. Даже музыканты будут долго морщить лоб, но вспомнят, может, одного Сеговию (это испанский основоположник и апостол всей гитарной классики).
Для публики гитара — это авторская песня или рок музыка. Про классическую гитару никто и не слыхал, этот жанр возник сравнительно недавно, уже в 20 веке. К тому же мир классической гитары — это довольно замкнутый круг исполнителей, авторов и слушателей. Там свои школы, конкурсы, фестивали, звёзды, репертуар и прочее. Но так как-то сложилось, что пока всё это никому по-настоящему не известно, а может даже и не очень интересно, кроме самих гитаристов.
Всё вышесказанное — подводка к герою этого поста, ещё одному красавцу академической сцены — академическому гитаристу из Черногории Милошу Карадагличу.
Он как раз и прославился тем, что сделал свой инструмент интересным для широкой публики и как бы открыл гитарную классику для широких масс.
Карьера Золушки
Сейчас Милошу 36, с 17-ти лет он живёт в Лондоне. В 16, ни на что особо не надеясь, он отправил свою домашнюю запись в Королевскую академию музыки (это очень престижная консерватория в Лондоне) и был туда неожиданно принят. Поскольку у него не было отца с миллионами (как у Чарли Сиема или Николы Бенедетти), и он вырос на фоне военных балканских событий, для него это был фантастически счастливый билет. И он его использовал по максимуму, не отвлекаясь на пустяки.
Спустя десять лет после приезда в Англию он стал самым известным классическим гитаристом в мире, ни разу не приняв участие ни в одном гитарном конкурсе, которые обычно и дают карьерный толчок музыканту. К тому же его почему-то приметила знаменитая звукозаписывающая компания Deutsche Grammophon, и первый же его диск стал хитом продаж.
Это было в 2011 году, и на Милоша обрушилась слава. Он получил титул лучшего молодого музыканта года в Великобритании, главную британскую музыкальную премию Classic BRIT Award , на него посыпались контракты, и его концертный график выстроился на два года вперед.
Он стал широко известной и популярной личностью. К примеру, известная швейцарская часовая фирма Raymond Weil сделала его своим лицом и выпустила в его честь именные часы в единственном экземпляре.
Действительно ли Милош лучший?
Его коллеги по цеху — классические гитаристы — ломают голову, как же так получилось, что этот парень — да, талантливый, но далеко не лучший в рейтинге гитаристов, взлетел к такому общенародному успеху, которого не достигал ещё ни один представитель классической гитары?
А причина в удачном совпадении трёх факторов.
1. Он симпатичный, фотогеничный и располагающий к себе парень, без особой харизмы, впрочем. Но вместо харизмы у него есть гитара) Внешность по нынешним временам — это главный фактор на начальной стадии продвижения. Главное правило современного маркетинга: люди любят глазами, а не ушами!
2. Он талантливый и очень трудолюбивый музыкант. Его исполнительский уровень не позволяет ему стать на одну ступень с лучшими гитаристами мира, но этого уровня вполне достаточно для публики, не вникающей в тонкости гитарного дела.
3. Третья причина успеха Карадаглича — умно выстроенный репертуар. Он не погружается в дебри академизма, а играет практически всё: классический гитарный репертуар, современных композиторов, испанскую музыку, латиноамериканскую музыку, Баха, Пьяцццолу, Битлз…
Он играет соло, играет с оркестрами (и не с какими-нибудь, а с Лондонским филармоническим), с народными и джазовыми музыкантами. В общем, у него есть музыка на любой вкус, и с ним не соскучишься. При этом у него множество клипов, в которых он дополняет музыку своей жгучей красотой. И наоборот.
Вот популярное Либертанго Пьяццолы с танцами и скрипками:
А вот хороший кавер на «Let it be» из последнего диска Милоша, посвященного песням Битлз. Правда, здесь погоду делает не он, а колоритный Грегори Портер.
Омрачающий момент
Два года назад Милош переиграл руку, и ему пришлось выключиться из интенсивного концертного графика. К счастью, теперь на его сайте уже выложен график концертов на этот и следующий год. Они довольно редкие, правда, и в основном Милош занимается проведением мастер классов с юными гитаристами. Будем надеяться, что он благополучно переживёт этот тяжёлый момент и восстановится без потерь.