Эта подборка учит нас тому, что всякая критика – субъективное мнение отдельного человека, и ничего больше. Можно легко убедиться в этом, сопоставив музыку и то, что о ней писали газеты при жизни автора.

Вот шесть образцов музыкальной классики, безжалостно обруганных критиками.

1. О Фридерике Шопене

«Всё, что написал Шопен, представляет собой смесь пафоса и мучительной какофонии».

«Невозможно представить, чтобы музыканты — кроме разве что тех, кто обладает болезненной тягой к шуму, скрежету и диссонансам, — могли всерьез наслаждаться балладами, вальсами и мазурками Шопена».

(Из лондонской газеты 1840-х годов)

2. О Ференце Листе

«Взгляните на любую из композиций Листа и скажите честно, есть ли в них хотя бы такт подлинной музыки. Антимузыка — вот пра­вильное слово для этой отвратительной плесени, душащей и отравляющей плодородные почвы гармонии».

(Из английской газеты, 1855 г)

3. О Петре Ильиче Чайковском

«Русский композитор Чайковский —  раздутая величина. В его музыке видятся мне вульгарные лица дикарей, слышится ругань и ощущается запах водки… Когда я слушал Скрипичный концерт г-на Чайковского, мне пришло в голову, что бывает и вонючая музыка».

(Из венской газеты, 1881 год)

4. О Камиле Сен-Сансе

«Сен-Санс сочинил больше дряни, чем любой из известных композиторов. И это худший род дряни, самая дрянная дрянь на свете».

(Из рецензии в лондонской газете, 1898 год)

5. О Клоде Дебюсси

“Музыка Дебюсси – чепуха самого унылого сорта. Найдутся ли у кого-нибудь сомнения, что Дебюсси не написал бы всю эту хаотичную, бессмысленную, какофоническую и безграмотную дрянь, будь он способен создать хоть одну мелодию?”

(Из парижской газеты, 1907 год)

6. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве

“Пьесы г-на Прокофьева являются вкладом не в музыкальное искусство, а в национальную патологию и фармакопею. Они просто ненормальны. Это музыкальные выкидыши, обречённые на смерть”.

(Из нью-йоркской газеты, 1918 год)

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here