Самые беззащитные люди — почившие в бозе классики. Пишут о них много, но достоверность этой информации зависит только от профессионализма и добросовестности пишущего, что не часто встречается. Поэтому, если бы классики вдруг ожили, они бы сильно удивились тому, каких историй про них насочиняли потомки.
И даже кровные родственники.
С чего всё началось?
Семь лет назад АиФ опубликовала интервью внука Рахманинова (автор — Ольга Шаблинская). В нём подробно освещалась тема любовного треугольника: Рахманинов + Наталья Сатина (его жена) + дочь психотерапевта Даля.
Спустя пять лет, в день рождения композитора (1 апреля 2017) это интервью было перепечатано в той же газете, но уже с откуда-то взявшимися новыми деталями.
По сумме двух этих публикаций получилась примерно такая интригующая история:
Рахманинов после провала своей Первой симфонии лечился у психотерапевта и гипнотизёра Владимира Даля. А у Даля была дочь по имени Лана. И Рахманинов не столько лечиться к Далю ходил, сколько крутил роман с этой «яркой красавицей-иудейкой» ©.
Его невеста Наталья Сатина всё разузнала, путём шантажа разлучила влюблённых и заставила Рахманинова посвятить новый Второй фортепианный концерт то ли доктору Далю, чтобы скрыть имя соперницы (?), то ли не Далю, а себе (в двух текстах на этот счёт расхождения). И практически заставила Сергея Васильевича на себе жениться.
Всю дальнейшую жизнь Рахманинова, где бы он ни жил, эта Лана была третьим углом в его семье. И даже умер Рахманинов, якобы, в её присутствии.
Эта «семейная тайна» была, якобы, раскрыта внуку Рахманинова его бабушкой (супругой композитора) на смертном одре. Ну, и конечно, по всем законам жанра, она взяла с него слово, что он будет хранить эту эксклюзивную информацию ровно полвека. Или нет — «больше сорока лет». В разных интервью Александр Борисович рассказывал по-разному.
Читателю всегда хочется верить в худшее
Кому интересно про то, что Рахманинов был хорошим человеком, мужем и отцом? Никому.
А вот эта, отдающая дешёвым кинематографом и вообще дурно пахнущая лавстори стремительно пустила побеги в интернете.
Вот тебе и прекрасный семьянин Рахманинов! Вот вам и святая женщина — его жена. Женила гения на себе силой, растоптала, бездушная женщина, любовь всей его жизни! Так вот почему он и печальный такой на всех фотографиях!
Если вы забьёте в поисковике про треугольник Рахманинова, на вас повалятся множество статей на эту тему: в разных электронных изданиях, ЖЖ, соцсетях и даже на вполне приличных музыкальных сайтах.
Эта версия транслируется и в последней книге о Рахманинове из серии ЖЗЛ (автор С.Федякин).
Более того — вы не поверите! — некоторые научные сотрудники Российского национального музея музыки (не будем называть имён) тоже взяли эту версию на вооружение: да, мол — было что-то там такое вроде бы, и выступили с этими сообщениями на некоторых форумах и, как водится, опубликовали их в сборниках.
«АиФ» — только точные факты и неопровержимые аргументы!
Но вернёмся к тексту интервью в «АиФ», чтобы разобраться с достоверностью этих самых фактов и аргументов. Сразу скажем, что тут всё поставлено с ног на голову.
Начнём с того, что внука Рахманинова звали Александр Борисович, а не Сергей Борисович (как написано в статье Ольги Шаблинской). А доктора Даля не Владимир, а Николай.
Второй фортепианный концерт посвящён ему, доктору Далю, а не Наталье Сатиной, невесте Рахманинова. Это написано чёрным по белому в партитуре.
Что касается дочери Даля — «красавицы-иудейки», то дочь была, но она не была иудейкой (род Далей — скандинавского происхождения), и было ей в то время десять лет.
Проверить это и разоблачить ложь нетрудно. Поэтому в какой-то момент появилась новая версия: это была не дочь, а родная племянница доктора Даля! Но откуда бы взяться взрослой племяннице, когда его единственному брату Константину в то время было всего 18 лет?
Наконец, в стенах Российского национального музея музыки появилась ещё одна версия: это не дочь и не племянница, а дальняя какая-то родственница, возможно, из Петербурга, и звали её Елена Морицовна Даль.
Эта мифическая Елена Морицовна была введена в научный оборот без единого документа, подтверждающего её реальное существование, с ремаркой «предположительно» (все московские и петербургские Дали давно переписаны во всех коленах, и среди них нет ни Морица Даля, ни, соответственно, никакой Елены Морицовны).
Вопрос:откуда взялась эта дочь-племянница-дальняя родственница? Из какого источника черпали все вышеперечисленные авторы эти сведения?
Кому нужно было марать этим бредом светлую личность композитора и его семьи?
Внук
Источник этой информации один: родной внук Рахманинова, который неутомимо рассказывал эту историю в разных вариантах в интервью разным изданиям.
Специалистам из Российского национального музея музыки про Елену Морицовну тоже он лично рассказал. И впечатлительные научные сотрудники ему поверили. Ну, а с другой стороны, кому ж тогда верить, как не родному внуку гения?
Про детей, внуков и правнуков Рахманинова была отдельная культшпаргалка. Но в свете этой истории необходимо кое-что прояснить отдельно в отношении того самого внука, который и распространил эту информацию во всех направлениях и вариантах.
Александр Борисович Конюс (сын младшей дочери Рахманинова) — видел своего великого деда только в раннем детстве. Всё, что он о нём реально помнил — это то, что дедушка был добрый, делал ему ути-пути и гулял с ним на семейной вилле в Швейцарии, когда приезжал на лето из США.
Когда внуку было шесть лет, Рахманинов уехал в США, где и умер спустя четыре года (в 1943).
Александр Борисович Конюс прожил свою жизнь в разных странах, в основном, во Франции и Швейцарии. Унаследовал после ранней смерти матери рахманиновскую виллу «Сенар», занимался юридической практикой и альпинизмом.
В шестьдесят лет он резко сменил вектор своей деятельности, взял фамилию матери (Rachmaninoff) и решил заняться пропагандой творчества своего дедушки. Он основал фонд его имени и включился в организацию всяческих проектов, направленных на исполнение музыки Рахманинова (некоторые аспекты его деятельности — в этой культшпаргалке).
В итоге, по его словам, именно он сделал Рахманинова популярным во всём мире, а исполнение его произведений увеличилось на 1000, 1100 и даже 1150 процентов! (цифры из разных интервью).
Как и авторские отчисления в пользу наследников композитора, разумеется. За этим Александр Борисович как профессиональный юрист следил строго (особенно он возмущался — и правильно — нашей российской безалаберностью в отношении авторского права).
Откуда растут ноги у истории про любовный треугольник?
Как только внук Рахманинова стал фигурировать в прессе как Rachmaninoff (другие потомки композитора носят другие фамилии), к нему со всех сторон потянулись предприимчивые люди с предложениями дать интервью, сняться на телевидении, а также так или иначе использовать в коммерческих целях популярность великого русского пианиста и композитора.
В том числе, появились и кинопродюсеры с идеями снять фильм на тему какой-нибудь доселе неизвестной интриги из жизни гения, основанной на фактах из первых рук — от родного внука.
Далее неясно: то ли Александру Борисовичу принесли на подпись идею такого сценария на тему треугольника, то ли он сам сочинил всё это, чтобы подороже продать. С его слов известно, что он уступил права на эту историю последовательно двум продюсерам — австралийскому и американскому, и вроде бы, съёмки фильмов шли полным ходом.
Но вообще, учитывая репутацию Александра Борисовича как несколько эксцентричного человека (мягко говоря), это тоже надо ещё десять раз проверить.
И про маленькую белую собачку…
Чего только не наговорил наследник Рахманинова доверчивым русским журналистам и научным сотрудникам, которые не привыкли проверять информацию!
- что он бездетен (на самом деле у него четверо детей от двух браков)
- что его бабушка пережила своего мужа (Рахманинова) на 22 года (на самом деле, на 8 лет)
- что его матушка умерла в 1987 году (а она умерла в 1961)
- что это он сделал Дениса Мацуева известным пианистом
- что когда отпевали Моцарта, в храме не было вообще ни души, кроме маленькой белой собачки и т.д.
Так кому же верить?
1. Людям, которые знали Рахманинова лично (а не из книжек и популярных журналов, как его родной внук).
Все они оставили о нём свои воспоминания, в которых так или иначе фигурируют все, кто общался с Рахманиновым, а также вольно или невольно зафиксированы даже слухи.
В конце концов, Рахманинов был медийной фигурой, толпы журналистов стремились сделать пиар на его имени и пристально следили за его личной жизнью.
2. Ещё надо верить авторитетным специалистам-музыковедам (а не литераторам), которые знают своё дело и действительно изучают жизнь, творчество Рахманинова, а также его рукописи, вдоль и поперёк.
Вопрос о рукописях в контексте этой истории особенно важный, поскольку зачёркивания на титульном листе того самого Второго концерта и породили подозрения, что Рахманинов что-то там скрывал.
Но, как писал исследователь творчества Рахманинова, руководитель Научного совета Русского Музыкального Издательства (РМИ), готовивший публикацию полного собрания сочинений композитора, Валентин Иванович Антипов, «имя Е.М. Даль в этих исправлениях даже близко не просматривается. Кроме того, реально имя этого вымышленного персонажа не встречается ни в одном справочнике или тех или иных документах и учетных книгах того времени.
На самом деле, эта история была выдумана от начала и до конца».
Блеск! Спасибо за достойный и аргументированный ответ сочинителям желтых историй! Наконец-то… А то уже надоели перепечатки этой статьи из АиФ…