В «Волшебной флейте» Моцарта две арии Царицы ночи. Самая трудная и знаменитая — вторая (из 2-го действия).

Немного об этом персонаже.

В сюжете этой оперы поступки героев и повороты сюжета выглядят иногда странными и труднообъяснимыми. Но с Царицей ночи всё понятно.

Она до предела заряжена ненавистью к Зарастро — верховному жрецу Осириса и Исиды . С ним у неё давние счёты, к тому же он только что похитил её дочь (чтобы оградить от дурного влияния матери, как он сам это объясняет).

Во втором действии она является своей дочери Памине и требует, чтобы та немедленно убила Зарастро! «Ужасной мести жаждет моё сердце!» Она вкладывает в руку дочери кинжал и грозит отречься от неё, если та не выполнит её поручение.

Эта ария написана для колоратурного сопрано. В ней много совершенно головоломных вокальных пассажей (колоратур) на предельной высоте, быстрый темп и совершенно демонический поток страсти.

Виртуозность вокальной партии Моцарт использовал как способ показать сверхчеловеческий, фантастический образ. Поэтому при всей эмоциональной яркости исполнение требует абсолютной, почти автоматической точности в исполнении колоратур.

Для чистоты сравнения выбраны только отрывки из спектаклей, в которых можно также оценить и актёрскую игру.

Кто, на ваш взгляд, справился с этой задачей лучше?

1. Эдита Груберова, Словакия

2. Кристина Дойтеком, Нидерланды

3. Диана Дамрау, Германия

4. Натали Дессей, Франция

5. Сабина Девьей, Франция

Понятно, что за рамками этой пятёрки остались еще не менее знаменитые сопрано-Царицы ночи. Но, во-первых, нельзя объять необъятное, и во-вторых, многие исполнения есть только в варианте концертного исполнения или в студийной записи, поэтому сравнивать их сложно.

Высказывайтесь!)

Поделиться:

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Да, тоже известная Царица, спасибо.

  2. По красоте голоса (из представленных) — Кристина Дойтеком, но драматизм, разумеется, у неподражаемой Дианы. При моей любви к Дессей — она тупо жидковата для такой арии, ее вершина — ламмермурская невеста. Один раз видела исполнение старшей Монтсеррат Кабалье. Тут совпало все: драматический напор, образ (привет, Диане, она, наверное, тоже видела то исполнение) и совершенно потусторонний голос. Как будто даже не человек исполняет, а Сирена.

  3. В плане вокала именно Дессей спела ближе всего к царице, но играла невротично-истерическую женщину, как и Диана. Играли-то блестяще, но никак не царственно. Ближе всех была Кристина Дойтеком — сухо, требовательно, авторитетно, властно. Царица не должна кривляться или ползать по дивану. Но манера исполнения мне у нее не нравится, особенно как она пела триоли ale ba-a-a-a… Послушайте как это делала Луция Попп. Все изложенное исключительно личное мнение и на истину в последней инстанции не претендует.

  4. Да, совершенства нет в этом мире) А вы видели Люцию Попп в этой роли? Если сравнивать исключительно вокал, то список увеличится. Я брала именно тех, кто снялся в видео, чтобы оценить и игру.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here