Когда-то, в советское время, сезон в Большом театре начинался непременно с оперы Глинки «Жизнь за царя» (естественно, под новым названием «Иван Сусанин» и с новым либретто). Да и вообще, все советские театры из идеологических соображений (народность и патриотизм) держали в своём репертуаре «Сусанина».
В годы перестройки авторский текст и название вернули на место и благополучно задвинули первое детище первого русского классика в дальний угол.
Теперь эта опера идёт крайне редко. Разве только в Челябинском театре, носящим имя Глинки, она не выходит из репертуара.
Между тем музыка в этой опере замечательная, а вокальные партии очень сложные, местами белькантовые. Но самое любимое публикой место — это, конечно, небольшая и пробивающая до глубины души предсмертная ария Сусанина.
Это единственная его ария в опере. Все патриотические речи, соответствующие статусу народного героя, им уже сказаны. Здесь совсем другое: это его личное моление о чаше. Вот-вот взойдет его последняя заря — вестница смерти.
В этой подборке пять басов старой школы, все заслуженные Сусанины. Совсем уж старую классику — Шаляпина, Касторского — не берём по причине крайне плохих записей.
Итак.
1. Максим Дормидонтович Михайлов
Легендарная фигура, бас-профундо. Звезда Большого театра, сталинский любимец, протодьякон, основатель династии басов (его сын Игорь и недавно умерший внук Максим тоже были басами в труппе Большого).
2. Марк Осипович Рейзен
Выдающийся бас и выдающийся человек. Кавалер двух Георгиевских крестов за заслуги на фронтах Первой мировой, солист ГАБТа, спевший свой последний спектакль в 90 лет («Евгений Онегин» в 1985 году).
3. Борис Христов
Мировая звезда, болгарский бас с замечательно красивым тембром и выдающейся культурой пения. Перепел весь русский басовый репертуар, включая церковную и камерную музыку с абсолютным пониманием стиля и практически без акцента. Первый певец, записавший полное собрание песен и романсов Мусоргского, за что ему полагается памятник в России.
4. Борис Тимофеевич Штоколов
Ещё один прекрасный бас русской традиции, солист Мариинки (то есть Кировского театра).
5. Александр Филиппович Ведерников
Прославленный бас Мариинского и Большого театров с ярко характерной манерой. Трудно будет кому-нибудь затмить его Варлаама в «Борисе Годунове»)
Кто тронул ваше сердце и эстетическое чувство больше всех?