Константин Маковский. Фрагмент картины "Иван Сусанин"

Когда-то, в советское время, сезон в Большом театре начинался непременно с оперы Глинки “Жизнь за царя” (естественно, под новым названием “Иван Сусанин” и с новым либретто). Да и вообще, все советские театры из идеологических соображений (народность и патриотизм) держали в своём репертуаре “Сусанина”.

В годы перестройки авторский текст и название вернули на место и благополучно задвинули первое детище первого русского классика в дальний угол.

Теперь эта опера идёт крайне редко. Разве только в Челябинском театре, носящим имя Глинки, она не выходит из репертуара.

Между тем музыка в этой опере замечательная, а вокальные партии очень сложные, местами белькантовые. Но самое любимое публикой место – это, конечно, небольшая и пробивающая до глубины души предсмертная ария Сусанина.

Это единственная его ария в опере. Все патриотические речи, соответствующие статусу народного героя, им уже сказаны. Здесь совсем другое: это его личное моление о чаше. Вот-вот взойдет его последняя заря – вестница смерти.

В этой подборке пять басов старой школы, все заслуженные Сусанины. Совсем уж старую классику – Шаляпина, Касторского – не берём по причине крайне плохих записей.

Итак.

1. Максим Дормидонтович Михайлов

Легендарная фигура, бас-профундо. Звезда Большого театра, сталинский любимец, протодьякон, основатель династии басов (его сын Игорь и недавно умерший внук Максим тоже были басами в труппе Большого).

2. Марк Осипович Рейзен

Выдающийся бас и выдающийся человек. Кавалер двух Георгиевских крестов за заслуги на фронтах Первой мировой, солист ГАБТа, спевший свой последний спектакль в 90 лет (“Евгений Онегин” в 1985 году).

3. Борис Христов

Мировая звезда, болгарский бас с замечательно красивым тембром и выдающейся культурой пения. Перепел весь русский басовый репертуар, включая церковную и камерную музыку с абсолютным пониманием стиля и практически без акцента. Первый певец, записавший полное собрание песен и романсов Мусоргского, за что ему полагается памятник в России.

4. Борис Тимофеевич Штоколов

Ещё один прекрасный бас русской традиции, солист Мариинки (то есть Кировского театра).

5. Александр Филиппович Ведерников

Прославленный бас Мариинского и Большого театров с ярко характерной манерой. Трудно будет кому-нибудь затмить его Варлаама в “Борисе Годунове”)

Кто тронул ваше сердце и эстетическое чувство больше всех?

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here