Сегодня
Есть такие классические хиты, которые хоть чем-то да зацепит даже того, кто к классике совсем равнодушен. Если брать оперные арии, то первым номером тут, конечно, нужно назвать Хабанеру из оперы Жоржа Бизе «Кармен».
Её мелодия — композиторская обработка одной песни испанского автора Себастьяна Иррадьера, того самого, кто сочинил популярную у нас до войны «Голубку».
Что такое Хабанера и о чём она?
«Хабанера» (Havanaise) буквально означает «гаванка», и это такой песенный жанр (близкий к танго), который, родившись на Кубе, перекочевал в Европу. Вы всегда узнаете хабанеру по характерному ритму (это именно то, что интригует в Хабанере Бизе с первой ноты).
О том, зачем и почему Кармен поёт эту свою песню, можно почитать в 👉отдельной культшпаргалке. Это немаловажно для того, чтобы оценить исполнение.
Хабанера — непростой для исполнения номер. Не только потому, что там рискованное дыхание и неудобные переходы из одного регистра в другой. Главное — образ: её надо спеть так, чтобы Хосе, которому она адресована, точно влюбился.
Обычно оперные Кармен чем только его не соблазняют — вызывающими позами, дерзкими взглядами, огромными декольте и рискованными манипуляциями с юбками. Но это всё примитивные оперные штампы и режиссёрские провокации.
Кармен — немножко ведьма, свести с ума простого солдата для неё ничего не стоит, и её Хабанера — это практически сеанс гипнотического внушения средствами ритма и мелодии. У кого это есть в пении, тот и выигрывает.
Четыре Кармен: кто из них очарует Хосе?
Для чистоты сравнения здесь только меццо-сопрано (а не сопрано), поющие на языке оригинала, и только те, кто неоднократно исполнял эту партию в оперных спектаклях (а не только в концертах). Все фрагменты без видеоряда. Нумерация исключительно для порядка.
1. Елена Образцова. Она очень любила эту партию и очень ярко, с большим успехом пела её на разных сценах мира.
2. Агнес Балтса. Греческая певица, одна из лучших Кармен. Это её титульная партия, которую она спела много раз в разных постановках.
3.Татьяна Троянос. Знаменитое американское меццо с тембром замечательной красоты.
4. Элина Гаранча. Латышская оперная звезда, певшая эту партию в разных постановках. Самая известная — с Роберто Аланья на сцене Метрополитен, ( этот спектакль записан на DVD).
Предвосхищая возмущённые вопросы типа «А где же Мария Каллас?!», напоминаю, что нет её потому, что она сопрано, и сравнивать её исполнение с меццо-сопрано было бы некорректно.
И все таки Елена Образцова!
Она лидирует в опросе на Дзене)
Образцова намного лучше раскрывает образ, её голос богаче, играет оттенками. Она остальных оставляет далеко за собой. Браво!
У Бальтсы надо видео из Мет смотреть, запись с Караяном неудачная
https://www.youtube.com/watch?v=px36njyCnVM
Из записей на видео неподражаемо хороша Грейс Бамбри
https://www.youtube.com/watch?v=Qs0E2CufQ7c
А вообще — Соланж Мишель несравненна.
То, что я слышала Соланж Мишель, что-то вообще не вдохновляет. Может, есть какие-то особые, хорошие записи?