кармен
Рамон Касас Карбо - Портрет молодой женщины в мантилье

Сегодня

Есть такие классические хиты, которые хоть чем-то да зацепит даже того, кто к классике совсем равнодушен. Если брать оперные арии, то первым номером тут, конечно, нужно назвать Хабанеру из оперы Жоржа Бизе “Кармен”.

Её мелодия – композиторская обработка одной песни испанского автора Себастьяна Иррадьера, того самого, кто сочинил популярную у нас до войны “Голубку”.

Что такое Хабанера и о чём она?

“Хабанера” (Havanaise) буквально означает “гаванка”, и это такой песенный жанр (близкий к танго), который, родившись на Кубе, перекочевал в Европу. Вы всегда узнаете хабанеру по характерному ритму (это именно то, что интригует в Хабанере Бизе с первой ноты).

О том, зачем и почему Кармен поёт эту свою песню, можно почитать в 👉отдельной культшпаргалке. Это немаловажно для того, чтобы оценить исполнение.

Хабанера – непростой для исполнения номер. Не только потому, что там рискованное дыхание и неудобные переходы из одного регистра в другой. Главное – образ: её надо спеть так, чтобы Хосе, которому она адресована, точно влюбился.

Обычно оперные Кармен чем только его не соблазняют – вызывающими позами, дерзкими взглядами, огромными декольте и рискованными манипуляциями с юбками. Но это всё примитивные оперные штампы и режиссёрские провокации.

Кармен – немножко ведьма, свести с ума простого солдата для неё ничего не стоит, и её Хабанера – это практически сеанс гипнотического внушения средствами ритма и мелодии. У кого это есть в пении, тот и выигрывает.

Четыре Кармен: кто из них очарует Хосе?

Для чистоты сравнения здесь только меццо-сопрано (а не сопрано), поющие на языке оригинала, и только те, кто неоднократно исполнял эту партию в оперных спектаклях (а не только в концертах). Все фрагменты без видеоряда. Нумерация исключительно для порядка.

1. Елена Образцова. Она очень любила эту партию и очень ярко, с большим успехом пела её на разных сценах мира.

2. Агнес Балтса. Греческая певица, одна из лучших Кармен. Это её титульная партия, которую она спела много раз в разных постановках.

3.Татьяна Троянос. Знаменитое американское меццо с тембром замечательной красоты.

4. Элина Гаранча. Латышская оперная звезда, певшая эту партию в разных постановках. Самая известная – с Роберто Аланья на сцене Метрополитен, ( этот спектакль записан на DVD).

Кто ближе к вашему личному идеалу Хабанеры?

Предвосхищая возмущённые вопросы типа “А где же Мария Каллас?!”, напоминаю, что нет её потому, что она сопрано, и сравнивать её исполнение с меццо-сопрано было бы некорректно.

Поделиться:

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Образцова намного лучше раскрывает образ, её голос богаче, играет оттенками. Она остальных оставляет далеко за собой. Браво!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here