Самая знаменитая и любимая публикой русская оперная ария – это, конечно, предсмертная ария Ленского из “Евгения Онегина” Чайковского.

Её тема – чудо мелодической красоты, теплоты и такого пронзительного сострадания к бедному Ленскому, что Пушкин, если бы её услышал, точно устыдился бы своей иронии в адрес этого героя.

Она написана для лирического тенора, но трудности её довольно специфичны: никаких верхних “до”, никакого мелодраматического надрыва. Сам Чайковский писал, что хотел бы избежать в этой музыке “блеска и трескучей эффектности».

Здесь важно осмысленно пропетое слово и эмоциональная чуткость. Поэтому многие даже очень известные тенора (особенно иностранные) терпят крушение на подводных рифах этой арии. Русская музыка – это по-своему очень сложно.

Вот пять исполнителей, про которых точно можно сказать, что они поют (или пели) эту арию вполне достойно. Но кто лучше, на ваш личный взгляд?

В отличие от предыдущей аналогичной темы про арию Царицы ночи, здесь собраны только аудио записи, актёрское мастерство не оцениваем.

Владимиру Ленскому 18 лет (для полноты восприятия музыки вспомните кого-то из ваших знакомых такого же возраста), он рано потерял родителей, преданно и пылко влюблён в 16-летнюю соседскую девочку Олю, много читает, пишет романтические стихи, верит в добро и заливается румянцем по любому поводу.

У Пушкина он накануне дуэли пишет Ольге прощальное стихотворение, а в опере этот текст становится его предсмертным монологом. За высокопарными оборотами и рассуждениями в духе модного тогда фатализма скрывается смертная тоска юной души.

1. Сергей Яковлевич Лемешев.

Он один из столпов русской традиции исполнения этой арии.

2. Николай Гедда.

Замечательный шведский тенор, выросший в русскоязычной семье, и вообще – с незаурядным лингвистическим талантом (пел практически без акцента на семи языках).

3. Пласидо Доминго.

Совершенно грандиозный певец по объёму репертуара, неутолимому творческому любопытству, вокальному долгожительству (его активная карьера длится уже 60 лет!) и, конечно, феноменальной одарённости. В историю русской оперы его имя будет записано золотыми буквами хотя бы за то, как он спел Германа в “Пиковой даме”. И эту арию тоже.

4. Фриц Вундерлих.

Легендарный немецкий тенор, по мнению Лучано Паваротти – лучший в 20 веке. Он погиб в 35 лет, но успел оставить в музыке очень яркий след благодаря прекрасному голосу, потрясающей музыкальности и идеальной вокальной технике.

Арию Ленского он поёт на своём родном языке: так было принято в 50-60-е годы. Но, как ни странно, это вовсе не режет слух. Трудно сказать, в чём тут дело, но его начальное “wohin, wohin?” ложится на музыку совершенно естественно, даже лучше, чем первородное “куда, куда?” )

5. Пётр Бечала.

Этот польский тенор сейчас считается Ленским №1.

Итак, кто из этих Ленских ваш фаворит?

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here