Иногда почитаешь новости культуры, и жутко становится: классики живописи давно в могиле, но писать продолжают.

То Вермеер что-то новенькое на аукцион выставил, то Модильяни с Гогеном опять по картине написали, то Леонардо да Винчи вот прямо в прошлом году явил миру своё новое творение («Спаситель мира»). Эксперты в области изобразительного искусства утверждают, что среди продаваемых картин 50-60% — подделки.

В музыке подделки тоже встречаются, но гораздо реже. И называются они мистификациями, другими словами — обманом и введением в заблуждение. Чаще всего задача этих мистификаций — пиар.

Подделывают в основном музыку барокко (17- начало 18 в.) , потому что она популярна у публики, и потому что жизнь и творчество композиторов того времени не очень хорошо изучены. Следовательно, на этом поле трудно что-либо доказать или опровергнуть.

Истории мистификаций в музыке — это настоящие детективы. Какие только мотивы не руководили музыкантами, и как только хитроумно они не воплощали свои коварные замыслы!

Вот одна из самых известных мистификаций 20 века.

Адажио, так сказать, Альбинони.

Это супер хит 20 века. Его, так же как и Лунную сонату, знают все. Кто только не сыграл, не спел и не был похоронен под это Адажио! Оно звучит в кино, мультиках, сериалах, рекламе и вообще везде.

Но на самом деле эту музыку написал итальянский историк музыки и композитор Ремо Джадзотто в 50-е годы 20 века.

Как всё было

Во время Второй мировой войны Джадзотто работал над биографией никому не известного итальянского композитора первой половины 18 века Томазо Альбинони. Эта работа не имела никакого резонанса в научной среде, публика тоже не знала этого имени.

В конце 50-х Джадзотто сделал очень эффектный информационный вброс. Он рассказал, что однажды, в 1945 году, он шел по улице разбомблённого Дрездена. Путь его проходил мимо Дрезденской библиотеки, лежащей в руинах. И вдруг он увидел у себя под ногами пожелтевший от времени нотный листок. На нём было шесть тактов нотного текста и подпись — Томазо Альбинони.

Джадзотто, якобы, предпринял попытку восстановления текста, и получилось вот это самое Адажио — гениальное творение забытого итальянского мастера, чудом уцелевшее в огне страшной войны.

Такая легенда стала мощным пиар ходом для Джадзотто. Она сделала его имя известным и придала ускорение его карьере. Он, становится профессором истории музыки в университете Флоренции, а Адажио исполняется и записывается лучшими оркестрами мира.

Слухи о том, что это подделка, сразу же стали бродить в музыкальной среде. Неизвестно, задавал ли кто-то Джадзотто вопросы по этому поводу.

А перед смертью он сказал…

Правда, незадолго до смерти Джадзотто рассказывал эту историю иначе.

В письме к коллеге (журналисту и музыканту Пьеро Бускароли) он вспоминал, о том, как во время Второй мировой войны он работал над книгой об Альбинони:

«Я приложил огромные усилия, но закончил книгу по договору с издателем. Решив избавиться от ненужных теперь материалов, присланных мне трудолюбивыми немецкими библиотекарями [ещё перед войной Джадзотто получил из Дрезденской публичной библиотеки микрофильмы с автографами Альбинони], я нашел среди них листок с четырьмя тактами темы и басом. Просто чтобы развлечься, я написал продолжение этого тематического зерна. Казалось, я вернулся в то время, когда Парибени — мой преподаватель гармонии — задавал мне подобные задачи».

Теперь уже Джадзотто не скрывал, что это Адажио — это не восстановленный Альбинони, а плод его упражнений в стилизации. И эти слова подтвердились 20 лет спустя (в начале 2000-х), когда в его архиве нашли ксерокопию нотной записи этих нескольких тактов баса и начала мелодии (запись современная) со штампом Дрезденской библиотеки и подписью «Трио-соната соль минор Альбинони».

В чём парадоксальный итог этой мистификации?

После смерти Джадзотто два немецких музыковеда начали кампанию по разоблачению мистификации. Было установлено, что в Дрезденской библиотеке никогда не было такого фрагмента Альбинони, и что стиль Адажио не соответствует не только стилю Альбинони, но и вообще тому времени.

  • Теперь уже все в курсе этой мистификации, и ноты Адажио издаются, как правило, под именем Ремо Джадзотто. Но исполняется и записывается эта композиция всё равно под именем Альбинони.
  • Получается, что самое известное сочинение Альбинони — то, которое он не сочинял.
  • К сожалению, Джадзотто, написавший действительно прекрасную мелодию, не заслужил известности у публики как талантливый композитор.
  • Но если в своё время он попытался бы продвинуть эту композицию под своим именем, у него, скорее всего, ничего не вышло бы. И в списке самых самых популярных «классических» мелодий сегодня не было бы этого Адажио.

Ещё на эту тему:  ⭐ Зачем подделали Альбинони, и какую музыку он писал на самом деле

«Семь известных сочинений, которые ошибочно приписываются классикам»

Поделиться:

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Парадокс! Спасибо автору этой публикации. Очень многие думают, что автор Адажио-Томазо Альбинони. А на самом деле-итальянский композитор 50-х-Ремо Джадзотто.

  2. Не знала об этой истории. Спасибо, что рассказали. А музыка чудесная, пронзительная, берущая за душу! Прекрасно, что она появилась на свет! Вот бы все мистификации в мире заканчивались такими результатами, приятными и полезными для всех!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here