Маленькое примечание для начала.
Лучшие или худшие — это по большей части категория вкуса. Здесь отобраны только те исполнители, которые уже создали себе серьёзную творческую репутацию.
* * *
До 18 века опера прекрасно обходилась без баритонов. Мужские голоса были трёх типов: бас, тенор и ещё более высокий голос кастратов (альт или сопрано).
К концу 18 века, благодаря в большой степени Моцарту (Фигаро, Дон Жуан), баритоны утвердились на оперной сцене.
В отличие от сладкозвучных теноров, моральный облик которых всегда чист как стекло, а душа полна страстной и нежной любви, баритоны не так однозначны. (Сравните, к примеру, Ленского — тенор и Онегина — баритон). Для них написаны роли интриганов, негодяев и мрачных злодеев, или благородных отцов и верных друзей главного героя. Так что певцам-баритонам часто приходится менять свой образ с плюса на минус.
Интересно, что почти все баритоны, как на подбор — высокие и брутальные красавцы. Вспомните, например, наших советских звёзд — Муслима Магомаева, Георга Отса, Владимира Чернова и, конечно, Дмитрия Хворостовского.
Все известные баритоны, о которых хотелось бы рассказать, не поместятся в один пост. Поэтому он будет двухсерийным. Ссылка на продолжение — в конце статьи.
Итак:
1. Томас Хэмпсон. США
Хоть этот список и не является рейтингом, Томас Хэмпсон не может не идти в нём первым номером по причине своих выдающихся творческих заслуг.
Ему 63, зенит его вокальной формы уже пройден, но всё равно он великолепен. Библиотека Конгресса США даже присвоила ему титул «Живая легенда». Вообще, почти все титулы, премии и звания, которые только может получить оперный певец, Хэмпсон получил, и получил совершенно заслуженно.
Хэмпсон — практически идеальный певец. У него красивый тембр, отличная вокальная техника (он учился у немецкой дивы Элизабет Шварцкопф), прекрасная сценическая внешность (очень высокий, стройный, спортивный и симпатичный), располагающая к себе человеческая харизма и очень хорошие актёрские данные.
При этом Хэмпсон ещё и серьёзный исследователь, популяризатор академической музыки в массах (как и его другой учитель, Леонард Бернстайн) и энциклопедически образованный человек.
Он также великолепный камерный певец, а это всегда + 10 баллов к вокальной репутации, потому что в исполнении классических песен и романсов есть свои специфические трудности, и вообще, это очень тонкий и интеллектуальный жанр.
Каков Хэмпсон в оперном репертуаре, можно посмотреть в культшпаргалке «Самые красивые басы и баритоны», а здесь Хэмпсон поёт «Серенаду» Шуберта. Но не ту, широко известную, а другую, на слова Грильпарцера, написанную для голоса в сопровождении хора, но тоже очень красивую и про любовь, конечно)
Посмотрите, как Хэмпсон заряжает всех своим счастьем петь эту музыку.
Оркестр Amsterdam Sinfonietta и Нидерландский женский хор.
2. Саймон Кинлисайд. Великобритания
Кинлисайд — тоже личность из разряда VIP-персон вокального мира. Уже с 90-х годов прошлого века он утвердился на главных сценах мира — Метрополитен, Зальцбургский фестиваль, Ковент-Гарден, Баварская опера.
Премия Грэмми, ECHO Klassik Award, Орден Британской империи, звание «Лучший баритон» и «Лучший певец года» (несколько раз) — это всё внешние атрибуты его славной карьеры.
Он поёт абсолютно всё: и Моцарта, и Верди, и атональную музыку 20 века. При этом у него много записей песен Шуберта, Шумана (он вообще тяготеет к немецкой музыке), Бриттена и Пёрселла.
По профессии он зоолог, но пел в известном детском хоре колледжа святого Иоанна в Кембридже с самого раннего детства. Есть даже диски этого хора, где можно услышать его ангельский дискант, из которого впоследствии получился прекрасный баритон в три октавы.
Здесь он поёт выходную арию Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта.
3. Мариуш Квечень. Польша
Мариуш Квечень — назван критиками лучшим Дон Жуаном современности. Всё в нём есть для этой роли: хороший возраст (ему 45), красивый голос с бархатными низкими тонами и выразительная внешность.
Вот такой Дон Жуан, не оставляющий шанса всем Доннам Эльвирам и Церлинам.
Его вторая коронная роль — Онегин.
Все баритоны поют Онегина, поскольку это самая популярная русская опера на Западе. Но Мариуш Квечень не только многократно пел эту партию на разных сценах, но и исполнил её в Большом театре, а также на открытии одного из сезонов Метрополитен-оперы (вместе с Анной Нетребко).
Квечень вообще отличился в русском репертуаре и записал много всяких арий из наших опер: из «Иоланты», «Князя Игоря», «Мазепы», «Алеко». Как он это сделал — вопрос спорный.
В этой постановке «Дон Жуана» в Метрополитен он поёт знаменитую арию «с шампанским». В роли Лепорелло — тоже очень популярный бас-баритон Лука Пизарони. Сама ария начинается с отметки 1.35.
Ещё четыре хороших баритона — в продолжении.