Есть два произведения, которые исполнит на пианино любой музыкальный профан пятью пальцами обеих рук: Собачий вальс и начало Лунной сонаты. И уж конечно — любой угадает эту музыку с трёх нот. Поэтому стоит узнать о ней немного больше.
✔️️То, что все называют Лунной сонатой, на самом деле только первая её часть. Всего их три, и третья тоже очень популярна. Многие любят её даже больше, чем первую часть (на этом ролике она начинается с отметки 8:36).
✔️️ Бетховена очень раздражала популярность этой музыки, которая звучала чуть ли не из каждого окна Вены. «Все только и говорят, что об этой сонате, но вообще-то я написал много чего получше», — говорил он.
✔️️ Бетховен не давал этой сонате никакого названия
В собрании сочинений композитора она значится под номером 14 (в тональности до-диез минор) Бетховен уточнил в подзаголовке по-итальянски, что эта соната «quasi una fantasia» (соната в духе фантазии). «Лунной» её стали называть уже после смерти композитора благодаря новелле немецкого поэта и музыкального критика Людвига Рельштаба, опубликованной в 1824 году. Он описал ассоциации, которые рождала у него эта музыка, так:
«В сумеречном сиянии луны блещет гладь озера, мерно плещут волны о тёмные берега. Мрачные склоны покрытых лесом гор поднимаются ввысь, закрывая от мира эту таинственную картину. Лебеди с тихим шорохом крыльев, подобно призракам, движутся над водой, и эолова арфа поёт свою жалобную песнь под прибрежной скалой».
Эта картина произвела впечатление на читателей, и позже, уже в 30-х годах, за сонатой закрепилось название «Лунный свет» (Moonlight). В России её для краткости называют «Лунной».
✔️️ Соната не связана с несчастной любовью Бетховена к Джульетте Гвиччарди, как это показано в фильмах о Бетховене и о чём написано в огромном количестве интернет-публикаций.
И это не её портрет, хотя он везде экспонируется с подписью «Дж.Гвиччарди». Об этом — в другой статье.
✔️️ Лунная соната не о лебедях в лунном свете
В музыке первой части всё указывает на смерть. Здесь есть характерные музыкальные знаки, символы смерти: мотив креста, замкнутого круга, ритм похоронного марша. Тональность сонаты (до-диез минор) с давних пор использовалась для изображения мук Иисуса на кресте, поскольку обозначается в нотах четырьмя крестами (диезами), расположенных крестообразно.
Но всё равно в роликах на ютубе под Лунную сонату ставят картинки с лебедями.
Мне вспомнился старый музыкальный анекдот.
Студент композиторского отделения консерватории жалуется своему товарищу:
— Никак не могу сочинить пьесу для экзамена.
Товарищ советует:
— А ты возьми произведение своего профессора и перепиши задом наперед. У меня много раз так прокатывало.
— Не могу!
— А в чем дело?
— Уже пробовал: вальсы Шопена получаются…
Так вот по поводу Вашей статьи о «Because». И так пробовал перевернуть Лунную сонату, и сяк пробовал, даже вторую часть попробовал — все равно «Because» не получается!
Ну почему же? Не знаю, музыкант ли вы, но кроме как в нотах не получится пояснить. Смотрите: у Бетховена первый мотив в левой руке — gis-cis-e- gis-cis-e… У Леннона наоборот (имеется в виду основной мотив вокальной мелодии), он начал с четвёртого звука и пошёл назад: gis-e-cis-gis… Может показаться натяжкой, если бы не его собственные высказывания об этом и, главное, тональность бетховенская — cis-moll.
Браво автору!
Спасибо, София 🌷
Спасибо за публикации, с интересом читаю, много нового узнала👏
Виктория, спасибо, что читаете!)
Спасибо, очень интересно было прочитать про знаки и символы смерти в этой сонате. Надо послушать её ещё и ещё раз.