Есть два произведения, которые исполнит на пианино любой музыкальный профан тремя пальцами обеих рук: Собачий вальс и начало Лунной сонаты. И уж конечно – любой угадает эту музыку с трёх нот. Поэтому стоит узнать о ней немного больше.

✔️️То, что все называют Лунной сонатой, на самом деле только первая её часть. Всего их три, и третья – как раз главная в этой сонате. Она тоже очень популярна. Многие любят её даже больше, чем первую часть (на этом ролике она начинается с отметки 8:36).

✔️️ Бетховена очень раздражала популярность этой музыки, которая звучала чуть ли не из каждого окна Вены. “Все только и говорят, что об этой сонате, но вообще-то я написал много чего получше”, – говорил он.

✔️️ Бетховен не давал этой сонате названия.

В собрании сочинений композитора она значится под номером 14. “Лунной” её окрестил посредственный немецкий поэт и музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти композитора. Музыка первой части напомнила ему ночную картину Фирвальдштедского озера, залитого светом луны. За сонатой закрепилось название “Лунный свет” ( Moonlight), а в России её называют для краткости “Лунной”.

В музыкальной среде это название считается почти курьёзным. Но Рельштаб тем и прославился, что часто ошибался в оценке музыкальных произведений. Например, в своё время он писал разгромные статьи в адрес Шопена.

✔️️ Соната не связана с несчастной любовью Бетховена к Джульетте Гвиччарди, как это показано в фильмах о Бетховене и о чём пишет весь русскоязычный (особенно) интернет и популярная (и не только) литература о музыке (об этом в другой статье).

И это не её портрет, хотя он везде экспонируется с подписью “Дж.Гвиччарди”.


✔️️ Идею первой части этой сонаты Бетховен взял у Моцарта.

В начале “Дон Жуана” есть сцена, когда Дон Жуан смертельно ранит старого Командора. Ночной мрак, все стоят в оцепенении, чувствуя дыхание смерти, под медитативную мрачную музыку. Отсюда Бетховен взял знаменитый повторяющийся мотив, которым начинается первая часть сонаты.

✔️️ Лунная соната не про природу и не про любовь.

Это про смерть.

В первой части есть характерные музыкальные знаки, символизирующие смерть: мотив креста, замкнутого круга, ритм похоронного марша. Тональность сонаты (до-диез минор) с давних пор использовалась для изображения мук Иисуса на кресте, поскольку обозначается в нотах четырьмя крестами (диезами), расположенных крестообразно.

Но всё равно в роликах на ютубе под Лунную сонату ставят картинки с лебедями.

✔️️ Однажды Джон Леннон услышал, как Йоко Оно играет Лунную сонату. Он попросил её сыграть в другую сторону первый мотив, и из этого получилась знаменитая песня Because. Леннон даже оставил в неприкосновенности бетховенскую тональность.

✔️️ В новом сезоне “Твин Пикс” Дэвид Линч использовал музыку Лунной сонаты в черно-белом фрагменте 8 серии, где происходит колдовство над телом Купера. Темп замедлен до неузнаваемости, в конце из-за тучи выплывает полная луна. Очень жутко!

Поделиться:

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Мне вспомнился старый музыкальный анекдот.
    Студент композиторского отделения консерватории жалуется своему товарищу:
    – Никак не могу сочинить пьесу для экзамена.
    Товарищ советует:
    – А ты возьми произведение своего профессора и перепиши задом наперед. У меня много раз так прокатывало.
    – Не могу!
    – А в чем дело?
    – Уже пробовал: вальсы Шопена получаются…
    Так вот по поводу Вашей статьи о “Because”. И так пробовал перевернуть Лунную сонату, и сяк пробовал, даже вторую часть попробовал – все равно “Because” не получается!

    • Ну почему же? Не знаю, музыкант ли вы, но кроме как в нотах не получится пояснить. Смотрите: у Бетховена первый мотив в левой руке – gis-cis-e- gis-cis-e… У Леннона наоборот (имеется в виду основной мотив вокальной мелодии), он начал с четвёртого звука и пошёл назад: gis-e-cis-gis… Может показаться натяжкой, если бы не его собственные высказывания об этом и, главное, тональность бетховенская – cis-moll.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

− 1 = 1