Маленький хор Георгия Свиридова, написанный к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» — это пример неизъяснимого чуда музыки, способной выразить в простой форме самую глубокую мысль. Причём, так, что эта мысль войдёт в мозг через душу.
Толстой — Смоктуновский-Свиридов
Пьесу «Царь Фёдор Иоаннович» Алексей Константинович Толстой написал в 1868 году как вторую часть исторической трилогии о русских царях от Ивана Грозного до Бориса Годунова. Он подробно откомментировал все идеи этого сочинения, но, как это часто бывает, время вложило в эту пьесу свои смыслы. С тех пор этот спектакль (им, кстати, в 1898 году был открыт МХАТ) по-разному читается постановщиками, а роль Фёдора Иоанновича — одна из самых сложных в русской драматургии — трактуется каждым актёром по-своему.
В 1973 году эту пьесу поставил Малый театр. Музыкальное сопровождение было заказано Георгию Васильевичу Свиридову. Сам он говорил об этом так:
«… как-то однажды М. И. Царев сказал мне, что в Малом театре режиссер Б. И. Равенских собирается поставить «Царя Федора Иоанновича», и предложил мне сочинить музыку к этому представлению. Я стал думать об этом… Мне показалось ненужным писать много музыкальных номеров, помогающих эмоционально обрисовать ситуацию, иллюстрирующих действие драмы.
Я пошел по другому пути. Пытаюсь музыкой выразить внутренний, душевный мир драмы».
В итоге Свиридов написал всего лишь три хора. Он использовал в них стиль старинного русского знаменного распева, и в этой точке сошлись и дух эпохи, и нерв национальной трагедии.
От режиссёрского замысла до премьеры прошло довольно много времени — работа над спектаклем затянулась. Специально приглашённый на роль Фёдора Иннокентий Смоктуновский долго пытался совместить своё представление об этом образе с установками режиссёра. Для него это была роль ролей, он считал её исключительно сложной, и в конце работы над спектаклем даже поставил вопрос о снятии его с репертуара, считая, что он не получился.
У Свиридова было достаточно времени, чтобы написать музыку. Два первых хора («Молитва» и «Любовь святая») были закончены за четыре года до премьеры (в 1969). А третий («Покаянный стих») — незадолго до неё, в 1973. Композитор не включался в споры относительно трактовки образа Фёдора Иоанновича. У него был свой собственный взгляд на эту фигуру, который он и выразил в музыке.
Об этом нужно сказать несколько слов.
«Царь я или не царь?»
Фёдор Иоаннович — средний сын Ивана Грозного.
Как пишет Карамзин, он был «постник и молчальник», «всегда улыбался», «ходил пешком из монастыря в монастырь» вместе со своей любимой супругой Аринушкой (так он называет её в пьесе) и, видя во власти много поводов для склонения во грех, отстранился от государственных дел и сделал Бориса Годунова, брата царицы, «начальником земли».
Когда он умер, «вопль раздался в Москве от палат до хижин». Все прощались с золотым веком царствования ангельски кроткого царя.
Историки вынесли ему суровый приговор: безвольный, неумный, позволивший себе отстраниться и закрыть глаза на зло, творящееся за его спиной. Не «царский» царь, плохой государь.
Но Свиридов скорее жалел его, чем судил. В его жизни он видел обречённость высших принципов человечности, несбыточность мечты народа о «добром царе».
«Этот герой, несмотря на весь трагизм его существования и его видимые человеческие недостатки, вызывает у меня чувство самой глубокой симпатии. Он сам кажется мне воплощением любви и добра».
«От начала ты гонима…»
Второй хор из триптиха этого спектакля звучит всего три с половиной минуты. Женский голос и хор, тихо поющий без слов. Свиридов говорил, что его нужно исполнять совершенно, абсолютно безэмоционально и максимально просто.
Нет более сложного понятия, чем простота в искусстве. Оно может означать диаметрально противоположные вещи.
Есть простота равная примитиву. А есть такая, которая как прямой луч света даёт нам возможность интуитивного понимания очень сложных и очень важных вещей. Её невозможно создать искусствено, «от ума», это одно из таинственных чудес творческого дара и музыки. Ты как будто смотришь в чистую воду и видишь в её глубине всё как есть.
«Здесь все первое, настоящее, незагрязнённое, не отравленное ни шумом, ни фосфатами, ни синтетикой. Здесь то, без чего люди не могут и никогда, я в этом убеждён, не смогут жить. Здесь по-рыцарски нежно берегут вечно необходимое, потому что без защиты может погибнуть только необходимое. Ненужное может жить вечно».
Так написал о музыке Свиридова его духовный наследник, композитор Валерий Гаврилин.
Любовь — это и есть необходимое для человека, его изначальная духовная сущность, главный маркер добра и зла. Но, как сказал Свиридов, она и «беззащитная в своей обнаженности, и жертвенная». Эту свечку гасят, но она тихо возгорается вновь.
Ты любовь святая, От начала ты гонима, Кровью политая.Т ы любовь святая...
Уральский камерный хор, солистка Жанна Потапова. Дирижёр Владислав Новик.
«Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.
Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нём и пребудет на земле» (из дневниковых записей Георгия Васильевича Свиридова).
Еще о Свиридове и о любви:
⭐Пять шедевров Георгия Свиридова
⭐Четыре главных шедевра советской музыки, написанных для театра и кино
⭐Пять чудесных мелодий о любви из русской классики
⭐Четыре музыкальных шедевра о любви, написанных композиторами для своих невест
⭐Три чудесные арии Вивальди о любви