Русская живопись
Михаил Нестеров. Дева Мария (фрагмент)1898. Из диптиха "Благовещение". Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск".

Маленький хор Георгия Свиридова, написанный к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» — это пример неизъяснимого чуда музыки, способной выразить в простой форме самую глубокую мысль. Причём, так, что эта мысль войдёт в мозг через душу.

Толстой — Смоктуновский-Свиридов

Пьесу «Царь Фёдор Иоаннович» Алексей Константинович Толстой написал в 1868 году как вторую часть исторической трилогии о русских царях от Ивана Грозного до Бориса Годунова. Он подробно откомментировал все идеи этого сочинения, но, как это часто бывает, время вложило в эту пьесу свои смыслы. С тех пор этот спектакль (им, кстати, в 1898 году был открыт МХАТ) по-разному читается постановщиками, а роль Фёдора Иоанновича — одна из самых сложных в русской драматургии — трактуется каждым актёром по-своему.

В 1973 году эту пьесу поставил Малый театр. Музыкальное сопровождение было заказано Георгию Васильевичу Свиридову. Сам он говорил об этом так:

«… как-то однажды М. И. Царев сказал мне, что в Малом театре режиссер Б. И. Равенских собирается поставить «Царя Федора Иоанновича», и предложил мне сочинить музыку к этому представлению. Я стал думать об этом… Мне показалось ненужным писать много музыкальных номеров, помогающих эмоционально обрисовать ситуацию, иллюстрирующих действие драмы.

Я пошел по другому пути. Пытаюсь музыкой выразить внутренний, душевный мир драмы».

В итоге Свиридов написал всего лишь три хора. Он использовал в них стиль старинного русского знаменного распева, и в этой точке сошлись и дух эпохи, и нерв национальной трагедии.

От режиссёрского замысла до премьеры прошло довольно много времени — работа над спектаклем затянулась. Специально приглашённый на роль Фёдора Иннокентий Смоктуновский долго пытался совместить своё представление об этом образе с установками режиссёра. Для него это была роль ролей, он считал её исключительно сложной, и в конце работы над спектаклем даже поставил вопрос о снятии его с репертуара, считая, что он не получился.

Любовь святая

У Свиридова было достаточно времени, чтобы написать музыку. Два первых хора («Молитва» и «Любовь святая») были закончены за четыре года до премьеры (в 1969). А третий («Покаянный стих») — незадолго до неё, в 1973. Композитор не включался в споры относительно трактовки образа Фёдора Иоанновича. У него был свой собственный взгляд на эту фигуру, который он и выразил в музыке.

Об этом нужно сказать несколько слов.

«Царь я или не царь?»

Фёдор Иоаннович — средний сын Ивана Грозного.

Как пишет Карамзин, он был «постник и молчальник», «всегда улыбался», «ходил пешком из монастыря в монастырь» вместе со своей любимой супругой Аринушкой (так он называет её в пьесе) и, видя во власти много поводов для склонения во грех, отстранился от государственных дел и сделал Бориса Годунова, брата царицы, «начальником земли».

Когда он умер, «вопль раздался в Москве от палат до хижин». Все прощались с золотым веком царствования ангельски кроткого царя.

Любовь святая

Историки вынесли ему суровый приговор: безвольный, неумный, позволивший себе отстраниться и закрыть глаза на зло, творящееся за его спиной. Не «царский» царь, плохой государь.

Но Свиридов скорее жалел его, чем судил. В его жизни он видел обречённость высших принципов человечности, несбыточность мечты народа о «добром царе».

«Этот герой, несмотря на весь трагизм его существования и его видимые человеческие недостатки, вызывает у меня чувство самой глубокой симпатии. Он сам кажется мне воплощением любви и добра».

«От начала ты гонима…»

Второй хор из триптиха этого спектакля звучит всего три с половиной минуты. Женский голос и хор, тихо поющий без слов. Свиридов говорил, что его нужно исполнять совершенно, абсолютно безэмоционально и максимально просто.

Любовь святая

Нет более сложного понятия, чем простота в искусстве. Оно может означать диаметрально противоположные вещи.

Есть простота равная примитиву. А есть такая, которая как прямой луч света даёт нам возможность интуитивного понимания очень сложных и очень важных вещей. Её невозможно создать искусствено, «от ума», это одно из таинственных чудес творческого дара и музыки. Ты как будто смотришь в чистую воду и видишь в её глубине всё как есть.

«Здесь все первое, настоящее, незагрязнённое, не отравленное ни шумом, ни фосфатами, ни синтетикой. Здесь то, без чего люди не могут и никогда, я в этом убеждён, не смогут жить. Здесь по-рыцарски нежно берегут вечно необходимое, потому что без защиты может погибнуть только необходимое. Ненужное может жить вечно».

Так написал о музыке Свиридова его духовный наследник, композитор Валерий Гаврилин.

Любовь — это и есть необходимое для человека, его изначальная духовная сущность, главный маркер добра и зла. Но, как сказал Свиридов, она и «беззащитная в своей обнаженности, и жертвенная». Эту свечку гасят, но она тихо возгорается вновь.

Ты любовь святая,
От начала ты гонима,
Кровью политая.Т
ы любовь святая...

Уральский камерный хор, солистка Жанна Потапова. Дирижёр Владислав Новик.

«Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нём и пребудет на земле» (из дневниковых записей Георгия Васильевича Свиридова).

Еще о Свиридове и о любви:

⭐Пять шедевров Георгия Свиридова

⭐Четыре главных шедевра советской музыки, написанных для театра и кино

⭐Пять чудесных мелодий о любви из русской классики

⭐Четыре музыкальных шедевра о любви, написанных композиторами для своих невест

⭐Как сказать о любви музыкой?

⭐Три чудесные арии Вивальди о любви

⭐Моцарт о любви

Поделиться: