Оперы Моцарта — это настоящая энциклопедия любви. Любовь куртуазная, любовь чувственная, любовь платоническая, любовь возвышенная и низменная — чего только у него нет! Как там у Пушкина:
" Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия."
Моцарт жил в 18 веке, в эпоху высокого вкуса, до эры мрачной романтической мелодрамы, когда где любовь — там и смерть. У Моцарта наоборот: любовь — это сама жизнь во всем невообразимом богатстве оттенков.
1. Ария Дон Жуана «с шампанским» из оперы «Дон Жуан»
Любовь для моцартовского Дон Жуана — легендарного распутника — это драйв, наслаждение, приключение, восторг и риск, игра и фейерверк эмоций! Какой унылый святоша придумал эту мораль? А если за этим последует расплата, то Дон Жуан готов платить по счетам.
По всему видно, что Моцарт восхищался отвагой этого негодяя)
В этой арии Дон Жуан обращается к своему слуге Лепорелло с приказом устроить вечером пирушку и позвать на это мероприятие побольше хорошеньких девушек. Он уверен: десять из них к утру окажутся в списке его любовных трофеев!
Греческий баритон Димитрис Тилиакос и оркестр Пермской оперы MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса несутся со скоростью Шумахера на Формуле-1.
2. Серенада Дон Жуана
Эту Серенаду Дон Жуан поёт не благородной даме, а всего лишь хорошенькой служанке. Но ритуал любовной охоты — это для него высокое искусство. Вся музыка просто сочится мёдом обольщения. На фоне кружевного аккомпанемента мандолины и барочной гитары мелодия голоса звучит неотразимо.
Петер Маттеи в спектакле Ла Скала 2011 года.
3. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
Юный Керубино (паж Графа) — жертва стихийной подростковой влюблённости. Он любит любую женщину, которую видит перед собой в данный момент. Как выжить бедняге в такой ситуации, когда любовь напрочь отключает разум и смешивает все эмоции в адскую смесь.
В этой Арии он описывает свою любовь как сладкий дурман и тяжкую мУку в надежде, что прекрасная Графиня его пожалеет) Ну, не Графиня, так Сюзанна…
Ринат Шахам — израильское меццо-сопрано (это партия травести)
4. Ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»
В последнем действии оперы два женских ума (Сюзанна и Графиня) так заплетают свою интригу, направленную на разоблачение аморального поведения Графа, что в их сети нечаянно попадает и Фигаро.
Его сомнения в верности Сюзанны, конечно, развеиваются в итоге. И награда ему за все нечаянные страдания — эта чудесная ария Сюзанны. Она поёт её в ночном саду, как бы никому конкретно, но на самом деле ему — своему любимому Фигаро.
Эта музыка — воплощение идеальной женской любви, о которой мечтает любой мужчина: это глубокое, нежное чувство, полное тепла, нежности и очарования вечной женственности. И конечно, всё это заключено в рамку великолепной мелодической красоты. Для Моцарта вообще ничто не имело смысла без красоты.
Греческое сопрано Фани Антонеллу и оркестр Пермской оперы MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.
Спасибо!